Наверное, странно на страницах независимой правозащитной газеты увидеть повествование о кинокартине, ведь здесь не киножурнал и не жёлтая пресса. Но фильм, о котором сегодня пойдет речь – это не просто набор развлекательных картинок, а глубокое произведение, берущее за душу не только мыслящих людей, но и тех, кто на протяжении жизни сталкивается с несправедливостью. Ведь со времен падения СССР, по моему мнению, изменились, скорее, вывески и заголовки, а паршивая суть осталась.
Сериал «Хор» вышел на экраны в 2019 году. Его главный герой мальчик Юра Соловьев, живущий в неполной семье в Люберцах. На дворе 1970-ые годы, эпоха брежневского «застоя». Волей случая Юра попадает в хор Грачева и исполняет на «Песне года» песенку крокодила Гены, которая приносит ему и хору всенародную славу. Но с этого-то и начинаются для Юры настоящие испытания. И не только для него. Режиссер картины Алена Райнер – довольно молодая женщина. На момент премьеры сериала ей едва исполнилось сорок лет. То есть по возрасту она застала закат советской эпохи и обо всех трудностях тогдашней жизни, тем более жизни неординарных творческих людей, она могла услышать разве что от старшего поколения. Но услышанное так глубоко ею переработано, прочувствовано и выведено в сериале, то она заслуживает место рядом с такими мэтрами кино, как Рязанов. Примечательно, что «Хор» был снят ещё в 2018 году, но на экраны долгое время не выходил, видимо, из-за спорности многих моментов картины. В итоге, сериал пропустили на стриминговые платформы, а уже потом пустили на телевидение.
Почему? Возможно, потому, что наша система в угоду многим, страдающим о «почившем в бозе» Советском Союзе, сполна кормит народ фильмами, где эта эпоха показана как справедливое и счастливое время, в котором не было практически никаких проблем и забот. Смотрите, граждане, вами же придуманные сказки, нам не жалко.
А в сериале «Хор» наглядно показана та серая удушающая действительность, которая как раз и была главным атрибутом СССР. Люди, желавшие просто жить жили, и, в принципе, жили неплохо. Бездомных не было, постепенно народу давали квартиры. Простояв в очереди, можно было купить какую-нибудь симпатичную вещицу, голода тоже не было, но ведь не этим же живет сто процентов населения страны! Люди, которым Всевышний даровал таланты, были гонимы и презираемы. В сериале показано, как молодой оперный певец Дмитрий Хавьер бьется в своем театре за главные роли, но отдают их, видимо, «своему» актеришке, который в добавок ко всему любит употреблять соответствующие напитки и срывать спектакли. Но руководство театра закрывает на все глаза, а запойного актера прикрывает в спектаклях Дмитрий Хавьер, которого всякий раз снова выгоняют во второй состав, когда «звезда» протрезвеет.
Александр Владимирович Грачев – руководитель детского хора. Трудно придумать более неудобную для системы личность – прямолинеен и несговорчив, холоден и неприятен в общении, талантлив и высокообразован, но набор из вышеперечисленных качеств в советское время, да и в наше тоже, считаю, равносилен смертному приговору. Грачев создал хор не для того, чтобы петь гимны власти, а для того, чтобы талантливые дети могли понять суть музыки, прикоснуться к лучшим мировым произведениям. Он ставил перед собой и своими воспитанниками сверхзадачи, как истинный творец, но какое до этого дело тупым чиновникам, живущим по принципу клевать ближнего, гадить на нижнего и карабкаться вверх. В итоге, Грачев был отстранен от руководства хором.
В сериале показаны социально-психологичекие черты российского общества. Отец одного из хористов, Кеши Ларионова, влиятельный дипломат, подавляет свою жену Ларису, держа ее в золотой клетке, а когда она пытается бежать, использует все свое влияние не только на нее, но и на сына, чтобы подчинить их своей воле.
Разведенная мама Юры Соловьева, отчаянно желающая семейного счастья, связывается с грубым обманщиком Борисом, у которого в Рязани живет жена с двумя детьми. Семья – огромная ответственность и целый набор проблем, а здесь доверчивая женщина бегает за тобой да пылинки сдувает, лишь бы мужиком пахло.
Андрей Ветров – талантливый физик, по доносу попавший в застенки КГБ. Причина банальна – зависть одного из коллег.
Вот неполный набор сериальных зарисовок, хорошо, на мой взгляд, иллюстрирующих «прекрасную» эпоху, когда «мороженое было вкусным».
Думаю, теперь многим понятно, почему сериал не хотели выпускать в прокат. Но потом, видимо, решили, что люди недалекие и ничего не поймут. Но народ-то на Руси далеко не глупый, и те, кто не разучился анализировать, все поняли и даже провели параллели с нашей действительностью.
Ушла ли из нашей жизни зависть с уходом СССР? По-моему, ее стало в разы больше. Смогли ли встать в полный рост одинокие женщины, да еще и с детьми на шее? Может, те, у кого есть хорошее образование и неплохой доход и смогли, но большинство продолжают таскать в дом всяких «мусорных» типов, надеясь на счастье, которого, скорее всего, не будет.
А судьбы талантливых творческих людей? Во всех развитых странах талант – это божий дар. И только в нашей стране талант – это божье проклятье, как я думаю. Ведь даже если тебе удастся себя проявить, обязательно найдутся представители правящих слоев, которые щелкнут тебя по лбу, чтобы не высовывался. Не положено, и все. Как при этом чувствует себя сам человек? Страдания от невозможности реализовать себя в полной мере день за днем сжигают его. А какой выход? Не сложилась карьера – иди в управдомы? Не вышло артистки – работай лифтером? Считаю, диктатуре нужны не творцы и личности, а серая масса, обслуга.
Сам сериал заканчивается на позитивной ноте, и мы знаем, что пройдет пара десятилетий, и система всеобщего подавления перестанет существовать. В Россию придет долгожданная свобода.
Грустно только, что свободу эту народ не смог удержать. И теперь у нас снова повсюду «нельзя», «не положено», «запрещено», «не вылезай».
Ждет ли нас избавление от тяжкого ярма? Сбудутся ли наши мечты? Оправдаются ли наши надежды? Хочется верить, но для этого нужно дождаться того самого «исторического момента», когда верхи не могут, низы не хотят, а люди, наконец, должны осознать себя творцами счастья своего и своей Родины.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/