фото

Семеро из тринадцати депутатов Ярославского муниципалитета сложили полномочия, чтобы спасти посёлок от гибельного для него «слияния в экстазе» с Хорольским районом.

Насильно мил не будешь…

В мае нынешнего года вступили в силу изменения в федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяющие регионам создавать так называемые муниципальные округа.

Объединять территории кое-где пытались и раньше, однако столкнулись с активными протестами населения. И эксперты в 50% случаев оценили результаты этих укрупнений крайне негативно.

Авторы закона уверяли, что он направлен на объединение, прежде всего, слабозаселенных и отдаленных сёл. Создание муниципальных округов, будто бы, улучшит качество управления, сократит чиновников и расходы на них.

Однако, как говаривал незабвенный премьер Виктор Черномырдин, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

По факту внесённые в Закон о местном самоуправлении изменения позволяют укрупнять любые территории, в некоторых случаях даже вопреки воле населения и желанию органов местного самоуправления. Если против только одно поселение, его мнение игнорируется, и поселение упраздняется. Как говорится, «венец» демократии. Инициировать объединение могут субъект РФ или местные власти «с согласия населения, выраженного представительными органами местной власти и с учётом публичных слушаний, проведённых на территории поселений». Это – в теории.

На деле всё выглядит не так радужно. Властная «вертикаль», не считаясь с мнением людей, пытается перекроить административное деление края по своим лекалам и подмять местное самоуправление под себя, а по сути его уничтожить. О местном самоуправлении в муниципальных округах можно говорить только условно. Какое может быть самоуправление народа на территории, если административные центры от него удаляются не только пешей недоступностью, но зачастую и транспортной, а исполнительная власть почти повсеместно навязывается регионами как «назначаемая» через комиссии, а не избираемая путём всенародного голосования?

Яркий пример – Хорольский район. Здесь кипят нешуточные страсти. Жители категорически против поглощения Ярославского городского поселения новой структурой – муниципальным округом.

Ещё в сентябре они поставили об этом в известность губернатора Олега Николаевича Кожемяко. Вот выдержка из коллективного письма:

«Мы считаем, что все преобразования должны быть экономически целесообразными и политически обоснованными. Основная цель объединения в муниципальные округа, как мы думаем, – ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения. Хорольский район полностью дотационный, и создание муниципального округа ничего не даст, так как для снижения дотаций сократят администрации сельских и городского поселений, однако жители от этого ничего не приобретут, кроме проблем. Снижаются возможности населения в сфере организации местного самоуправления, создаются неудобства для людей ввиду большой географической отдалённости от власти при почти отсутствующем автобусном сообщении».

19 октября участники многолюдного митинга потребовали от региональной власти рассмотреть вопрос о создании на базе промышленного (в прошлом) моногорода – посёлка городского типа Ярославский – городского округа и отправить в отставку главу А.А. Губайдуллина, как неэффективного руководителя района. Кстати, жители Ярославского считают идею создания муниципального округа в Хорольском районе управленческой инициативой Алексея Анатольевича, в первую очередь, с целью избавления от постоянно критикующего его бездеятельность муниципального образования.

Когда на сентябрьских досрочных выборах главы Ярославского городского поселения победа досталась протеже районного руководителя члену «Единой России» Валерию Викторовичу Кондратенко, многие сочли этот результат фабрикацией. Судебный процесс длился почти месяц, однако оспорить сомнительные результаты пока не удаётся. «АрсВест» рассказали об этом в публикациях «Пусть проишравший плачет» (30 октября) и «В шаге от истины» (21 ноября).

Дальнейшие события развивались стремительно.

Два многолюдных митинга в не одну сотню участников, затем бурные общественные слушания. Провести их планировали в зале, однако сразу стало понятно: рассчитанный на 220 мест, он не вместит всех собравшихся. И тогда люди потребовали вынести микрофон на улицу…

Хорольские «протестанты» даже «засветились» в центральной прессе.

В статье «Око за округ» популярное издание «Коммерсантъ» 7 декабря отметило, что укрупнение муниципалитетов наталкивается на протесты:

«В Приморском крае в сентябре создали три пилотных муниципальных округа. Обсуждается объединение поселений Хорольского муниципального района, против которого жители поселка Ярославский вышли на митинг. По их мнению, реформа «приведет к ещё большему обнищанию населения, удалению власти от народа и послужит отстранению жителей от принятия решений по улучшению качества жизни в поселке».

11 ноября прошёл сход граждан. На него, по скромным подсчётам, собралось свыше 700 человек. Более 90 процентов из них высказались против объединения.

Казалось бы, какие ещё требуются аргументы?!

Однако, наученные горьким опытом, ярославцы усомнились, что они услышаны властной «вертикалью». В высоких кабинетах открыто говорили: «Нам это не интересно. Три поселения из четырёх уже согласились, а по вам нам нужны формальности по прохождению процедуры объединения, т.е. сход и рассмотрение вопроса на заседании представительного органа поселения». Вот тогда семеро депутатов и вынуждены были сделать решительный шаг.

Рассказывает Татьяна Михайловна Василенко – та самая, которая так стойко билась за честность и прозрачность досрочных выборов главы Ярославского городского поселения:

– 26 ноября мы написали заявления о сложении полномочий. 12 декабря на заседании муниципального комитета, в присутствии работника прокуратуры и представителей населения (заседание было открытым, и на него пришли активные жители), наш председатель и единомышленник Владимир Дмитриевич Кот озвучил, почему уходят 7 депутатов.

Думаю, следует назвать поимённо этих депутатов, кто решился на такой демарш. Их сейчас прессуют и шельмуют чиновники разного уровня и рангов, обвиняя во всех грехах. А они не сомневаются в собственной правоте и отстаивании интересов жителей поселения, высказавших своё мнение на публичных слушаниях.

Наталья Ивановна Бочарова – начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии Ярославской горнорудной компании.

Светлана Алямовна Довбня – художественный руководитель Дома культуры села Вознесенка, входящего в состав Ярославского поселения.

Владимир Дмитриевич Кот – индивидуальный предприниматель, председатель муниципального комитета.

Семён Владимирович Москвич и Андрей Владимирович Маляренко – неравнодушные жители посёлка, рядовые работники предприятий.

Светлана Владимировна Горбенок – медицинская сестра педиатрического отделения Хорольской центральной городской больницы.

Татьяна Михайловна Василенко – менеджер отдела кадров Ярославской горнорудной компании.

«Что они там курят?»

Демарш «семёрки» вызвал настоящий шок. «Что они там курят?» – вопрошали районные чиновники и даже депутаты. Некоторые искренне недоумевали: как можно добровольно расстаться с мандатом? Это ведь путёвка во власть! Другие понимали, что поразивший всех поступок – не «состояние аффекта», а продуманный ход. Как в шахматах – жертва ферзя во спасение короля…

– Это – протестное решение. Другого выбора нам просто не оставили! – убеждён председатель муниципального комитета В.Д. Кот.

На каждого из этих людей сейчас оказывается давление через администрации и руководство тех организаций, где они работают. Владимир Дмитриевич Кот даже оказался в больнице – сердце…

Один из неравнодушных жителей посёлка, юрист Александр Леонидович Чудайкин говорит:

– Люди, по крайней мере, большинство, поняли, чем чревато поглощение нашего городского поселения в результате затеянного районными и краевыми властями объединения в муниципальный округ. Эти семеро депутатов (теперь уже бывших), помнят, что они – представители народа, а не чиновников исполнительной власти. Своим поступком они отразили мнение и желание своих избирателей и надеются, что заставили обратить на себя внимание, в том числе и государственных властей, которым не должно быть зазорным учитывать чаянья людей. Они пошли на такую жертву, чтобы сохранить для Ярославского статус городского поселения. Хотя бы на ближайшие пять лет. В законодательстве прописано: если два и более поселения против объединения, то оно не осуществляется, а если – одно, даже самое крупное (более 10 тысяч человек), – то, как доводилось не раз слышать от высокопоставленных чиновников, «ваше мнение нам не интересно». Мы возвращаемся в структуру муниципалитетов СССР, и в форму управления – диктатура, т.е. о демократии, заявленной в статье 1 Конституции России, нужно забывать?

Бывает, медики вводят больного в медикаментозное коматозное состояние, чтобы спасти его. Семеро депутатов тоже пошли на крайность – объединились и решили сложить полномочия. В чём фишка? До конца полномочий депутатов действовавшего созыва – меньше года. После демарша в муниципальном комитете осталось 6 человек – менее половины состава, а, стало быть, он не правомочен. (Должно быть, как минимум, восемь депутатов. Однако одна народная избранница умерла, а с нынешнего главы поселения Кондратенко по решению суда, инициированного губернатором края, ещё летом сняты депутатские полномочия – Валерий Викторович не внёс в декларацию свой доход и заработок жены – авт.).

При таком раскладе назначаются новые выборы. Только пройти они должны чуть раньше установленного срока – не в сентябре 2020 года, а в июне. Никаких дополнительных затрат, как пытаются теперь преподнести ситуацию жителям Ярославского поселения. Вновь избранные депутаты смогут принять решение о реорганизации (если ситуации к тому времени не изменится), однако, по закону, вступит оно в силу только после истечения срока их полномочий, т.е. через 5 лет. А за это время, как говорится, либо ишак умрёт, либо падишах.

При поглощении поселения новым, значительно расширенным в части территории, административным образованием, всё окажется непоправимым: из состава района, хоть и не реалистично, но поселению можно выйти, а из муниципального округа – нет (не прописано в законодательстве). Ярославцы надеются, что их услышат.

Кстати, винят строптивых депутатов и ещё в одном «злодеянии». Мол, неправомочный муниципальный комитет не сможет принять бюджет Ярославского городского поселения на 2020-й год.

Почему-то о таком обстоятельстве региональные власти даже не вспомнили, когда в 2015 году признали недействительными выборы в Думу Спасского района из-за, якобы, кражи выборной документации (из опечатанного кабинета в круглосуточно охраняемом здании администрации?!) и невозможности «установить действительное волеизъявление избирателей». В реальности, полагаем, властная «вертикаль» запаниковала из-за результатов: пять мандатов получили оппозиционные кандидаты, потеснив на районном «Олимпе» правящую партию. Назначили перевыборы, а уголовное дело замяли. Район жил более полугода без бюджета (ежемесячно финансировалась одна двенадцатая часть от фактических расходов предыдущего года).

«Окончен бал, погасли свечи»?

Почему именно местное самоуправление в последнее время становится объектом убийственных для него преобразований? У муниципалов забирают то полномочия, то самые «денежные» налоги (чтобы держать «на коротком поводке»?). И вот – очередная «оптимизация». Как всегда, с благими намерениями – сократить чиновников и улучшить управляемость. Насчёт чиновников – сомнительно. Как всегда, они плавно «перетекут» в другие структуры (статистика подтверждает: их число из года в год растёт). А с управляемостью та ещё история…

Местное самоуправление на то и САМОуправление, чтобы пробудить инициативу снизу, из народных масс. Однако нередко оно становится жертвой самоУПРАВСТВА всепроникающей «вертикали», хотя, по Конституции, не входит в структуру государственной власти.

11 апреля 1998 года Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления федеральным законом № 55, и этот документ стал обязательным для нашей страны с 1 сентября того же года.

Хартия определяет фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления (они обязательны для всех подписавших этот документ стран). Она обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований.

Муниципалитеты должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность. Хартия закрепляет, что публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне и могут относиться к более высокому административному уровню только в том случае, если решение таких задач силами местных администраций не эффективно или невозможно.

Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии: роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию.

В 2003 году Закон о местном самоуправлении определил его функции и взаимоотношения с органами государственной (в том числе региональной) власти в России. А потом начался откат назад, в прошлое…

В чём дело?

Александр Леонидович Чудайкин видит причины в том, что федеральная и региональная власти вместо того, чтобы договариваться с местным самоуправлением на взаимовыгодных условиях, искать компромиссы, стремятся подчинить его, зачастую злоупотребляя административными мерами и финансовыми «крючками» по выделению дотаций, субсидий для нужд поселений. На власти муниципалитетов давят: «Вы должны». Но они ничего не должны. Мы должны договариваться!

Давайте найдём взаимопонимание и взаимовыгодные условия. Нет, говорят нам, мы строим вертикаль, чтобы было легче управлять. Причём утверждают это громогласно, не стесняясь, свято веря, что такое пояснение их действий является правильным и заслуживающим уважения. Вот такой посыл: «Мы хотим, не чтобы вам легче жилось, а чтобы нам легче работалось» (договариваться с меньшим количеством глав проще). Если вам, чиновникам, тяжело работать – пишите заявления об увольнении. Никто насильно не заставляет, как рабов, трудиться на галерах! Вы уж, господа, определитесь, это власть для себя или для народа? Если для вас, тогда убирайте из Конституции красивые фразы про демократию – во всяком случае, так будет честно и понятно молодым, как строить свою жизнь, на что или кого рассчитывать.

Как тут не согласиться с Александром Леонидовичем? У нас вообще, мне кажется, искажённый принцип формирования власти. Главное – не компетентность, знания, опыт, а лояльность! Чтобы можно было манипулировать? Не по аналогичному ли принципу с федеральными властями глава Хорольского района так старался «протолкнуть» удобного для себя человека в главы строптивого Ярославского поселения?

Приморцам памятна ситуация в Арсеньеве, когда в спикеры местной Думы двигали «своего» человека, а депутаты встали стенкой против навязываемой им кандидатуры.

«Коммерсантъ» в процитированной выше статье приводит яркий пример «усмирения» непокорного поселения:

«Глава Челябинской области предложил преобразовать в муниципальный округ один из самых оппозиционных в регионе муниципалитетов – Коркинский район. Кроме бюджетных и аппаратных оптимизаций объединение, по его мнению, позволит «динамичнее решать проблемы и ликвидировать внутренние конфликты». Собрание депутатов Коркинского района провело публичные слушания, но в середине октября совет депутатов входящего в состав района Розинского поселения самораспустился: восемь депутатов, в том числе спикер, сложили полномочия, заявив о давлении районных властей.

В конце октября Розинский совет все же проголосовал за реорганизацию. Его глава оспаривает это решение в прокуратуре. Совет депутатов Первомайского поселения отказался проводить публичные слушания по объединению и как-либо обсуждать этот вопрос. Источник “Ъ” в правительстве региона сообщил, что создание новых муниципальных образований обсуждается, но не стоит в повестке дня: «Нужно сначала урегулировать проблему в Коркинском районе...».

Не аналогичная ли ситуация сейчас и с Ярославским городским поселением?!

«Денег нет, но вы держитесь»?

«Отношения с 2012 года к муниципалитетам становятся всё хуже, – считает мой собеседник. – Парадокс: когда принимали Закон о местном самоуправлении, ситуация в стране была значительно хуже. Только стали оживать от дефолта 1998 года. На экспорт работало только две газовые трубы, которые подпитывали экономику страны деньгами – и всё-таки начали реформу местного самоуправления. Не испугались трудностей, не искали лёгкости в управлении.

С 2020 года труб уже пять, а денег на местное самоуправление как не было, так и нет?! Опять выведут миллиарды долларов в оффшоры некие «А» и «Б», которые сидят на нефтяной и газовой трубе? Миллиарды федеральных денег выбросили на создание сельских и городских поселений, на разграничение имущества между муниципалитетами, на обучение людей, там работающих, – а теперь они оказались не нужны? Выходит, 16 лет на нас потренировались – и вдруг надоело, устали, захотелось спокойной старости? Это как же надо не уважать свой народ!

Никогда и никаких денег не хватит в государстве по выходу массы населения из бедности, если мы будем вначале тратить бюджеты на строительство чего-либо, а потом, устав, – ломать уже построенное и откатываться назад. Такая деятельность схожа с дельцами, строившими гостиничные «Хайатты» в столице Приморья. Но они на этом зарабатывали, а государственная власть декларирует, что заботится о нас.

Создаётся ощущение, что позаботиться-то ей надо, а напрягаться не хочется. Всегда проще сказать, что люди у нас бестолковые и не понимают своего «счастья», когда им предлагают за свой счёт построить лёгкую жизнь чиновникам».

В Ярославском поселении зарегистрированы в геральдической палате герб и флаг, как публичное образование в государстве, за это уплачены деньги, проводился в поселении конкурс по их разработке – а теперь всё хотят перечеркнуть?!

«Кстати, при содействии предыдущего губернатора В.В. Миклушевского наше поселение включёно в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, – подключается к разговору председатель Приморской краевой организации горнометаллургического профсоюза России, председатель профсоюзной организации градообразующего предприятия – Ярославской горнорудной компании, Валерий Валерьевич Онисенков. – С потерей статуса муниципалитета мы автоматически теряем и статус моногорода.

Соответственно, и финансирование из Фонда развития моногородов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры. Ведь преобразование в муниципальный округ повлечёт упразднение поселения как муниципалитета и может привести к тому, что новая территориальная структура не будет соответствовать действующим критериям отнесения муниципальных образований РФ к моногородам.

Не вижу в объединении в муниципальный округ никаких преимуществ – только новые риски. У нас и так новые предприятия не строятся, а старые почти все ликвидированы. Достойной работы и зарплаты нет. При реорганизации потеряем и те, которые имеем. Минимум 100 человек – работники культуры, муниципальных унитарных предприятий, чиновники поселенческой администрации – окажутся за бортом.

Да, нам жалко своих чиновников, потому, что мы их выбираем, а не так, как предлагают в округе, «назначенцев». В Татарстане, например, власти отказываются создавать муниципальные округа. Президент Рустам Минниханов считает, что «поселенческий уровень — наиболее правильная форма муниципалитета, когда люди могут дойти до власти».

Кстати, в самом прямом смысле слова – дойти. Пешком. В Хартии местного самоуправления записана именно пешая доступность власти. А у нас в районе есть сёла и в 75 километрах от центра. За сутки не дойдёшь! Президент Татарстана подчеркнул, что даже готов судиться с федеральным центром: «Пусть нас накажут за то, что мы с этим законом не согласны!» Чечня и Казань тоже противятся преобразованиям. Это вредит жителям, считают они, отдаляет от них власть. А у нас…

Не мы их выбирали – они на нас плевали…

Кстати, есть ещё важный нюанс. Во всех поселениях – сельских и городских – предусмотрены выборы, а в муниципальном округе – только назначения. Кого будут слушать (и слышать) поставленные «на царство» руководители – простых жителей или того, кто усадил их в комфортное кресло? Чьи интересы они будут реализовывать: тех, кто их выбирает, или обслуживать тех, кто их назначает?!

Аналогичная ситуация, кажется, назревает и в Спасском районе. Единственное самодостаточное сельское поселение – Прохорское – явно не в восторге от перспектив объединения…

Как быть, если районная и региональная власть давит, буквально загоняя в новую структуру, а противится объединению единственное поселение? – А не проводить публичные слушания! Даже не вносить в повестку заседания муниципального комитета вопрос о них! Важно вообще не начинать саму процедуру!

И надо помнить: кто спит – тот видит только сны…

На снимках: Жители Ярославского городского поселения – против непродуманной реформы местного самоуправления.

Ольга Купчинская,

участник регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах власти государственной власти и органах местного самоуправления в Приморорском крае «Хранители закона».

Спасский – Хорольский районы.

фото