Уважаемый господин Министр, Обращаюсь к Вам c целью обсудить некоторые вопросы, касающиеся разгона акций протеста в Москве 27 июля 2019 года. Мне известно, что полиция и другие правоохранительные органы применяли силу, и что многим более тысячи протестующих были задержаны. Я также приняла к сведению тот факт, что данное публичное мероприятие не было должным образом согласовано с московскими городскими властями, и что это вызвало помехи движению автотранспорта в центре города. Однако, поскольку демонстранты, как сообщается, в целом вели себя мирно, несоблюдение формальной процедуры уведомления о проведении публичного мероприятия само по себе не должно было привести к его разгону(1). В этой связи я хотела бы подчеркнуть, что прецедентное право Европейского суда по правам человека предусматривает, что единичные случаи спонтанно возникающего насилия(2), совершаемого в ходе демонстрации, не могут оправдывать обширные ограничения или разгон собраний и их мирных участников (см. Анненков и другие против России, жалоба № 31475/10, постановление от 25 июля 2017 г., пункты 98 и 124-126).

Согласно официальным данным, предоставленным Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, 1074 человека было задержано во время проведения собрания 27 июля 2019 г(3), 256 из которых, как сообщается, были оставлены в ОВД на два последующих дня(4). Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по гражданскому обществу и правам человека (далее - Совет по правам человека) Михаил Федотов отметил, что во время митинга он видел «беспочвенные задержания»(5). Другой член Совета по правам человека, присутствовавший во время демонстрации, Илья Шаблинский рассказал газете «Коммерсантъ», что «толпа на акции вела себя мирно», и что сотрудники правоохранительных органов выхватывали из толпы десятки мирно стоявших людей и волокли их в автозаки(6).

Также до меня дошла информация о том, что десятки демонстрантов получили травмы, некоторые из которых - серьезные, как сообщается, в результате применения силы сотрудниками правоохранительных органов. Например, сообщалось, что несколько полицейских сломали ногу известному дизайнеру Константину Коновалову, придавливая его к земле во время задержания незадолго до начала протестов. Другие сотрудники нанесли несколько ударов дубинкой по голове Александре Парушиной, муниципальному депутату округа Хамовники г. Москвы, когда она находилась в толпе, из-за чего, как сообщалось, она потеряла сознание. Александр Верховский, член Совета по правам человека и директор Информационно-аналитического центра «Сова» (известная неправительственная организация), сообщал, что ряде случаев сотрудники правоохранительных органов задерживали людей жестко, сбивали с ног, укладывали на асфальт, заламывая им руки, несмотря на то, что они не оказывали никакого сопротивления.(7)

Кроме того, я получила информацию о том, что сотрудники правоохранительных органов также применяли силу против и/или задержали по меньшей мере пятнадцать журналистов, которые освещали протесты в тот день. В результате полученных травм некоторым из них понадобилась медицинская помощь.(8)

Также сообщалось о том, что права задержанных во время протестов продолжали ограничиваться впоследствии. По данным ОВД-Инфо - независимой правозащитной группы, во многих случаях адвокаты были лишены доступа для оказания правовой помощи лицам, которые содержались в отделах полиции. Указывалось, что некоторым задержанным не предоставили еду, воду или базовые предметы гигиены, а многим из тех, кого оставили в ОВД на ночь, не предоставили соответствующие спальные места.(9)

Приведенная выше информция вызывает большие опасения, поэтому мне бы хотелось получить Ваши комментарии и/или разъяснения по следующим вопросам:

• Ввиду большого количества задержаний во время акций протеста в Москве 27 июля 2019 года, я призываю Вас пересмотреть методы и критерии, применяемые сотрудниками полиции для определения и задержания лиц во время мирных собраний. В соответствии с применимыми стандартами в области прав человека задержание может быть использовано только в том случае, если это абсолютно необходимо для предотвращения совершения серьезных уголовных преступлений, а протестующие не должны содержаться под стражей исключительно за выражение несогласия с действиями полиции во время публичного мероприятия.(10)

• Сотрудники правоохранительных органов несут особую ответственность при осуществлении функций государственной власти, а их основная задача во время проведения публичных мероприятий заключается в защите мирных демонстрантов и их прав.(11) Учитывая многочисленные сообщения о чрезмерном применении силы сотрудниками правоохранительных органов во время протестов 27 июля 2019 года, я настоятельно призываю Вас обеспечить, чтобы сотрудники полиции, занимающиеся поддержанием общественного порядка, прошли надлежащую подготовку в соответствии со стандартами в области прав человека, особенно праву не подвергаться насилию или обращению в нарушение статьи 3 Европейской конвенции о правах человека.

• Для того, чтобы обеспечить ответственность за каждый случай жестокого обращения или чрезмерного применения силы сотрудниками правоохранительных органов во время проведения публичных мероприятий, во время задержаний или впоследствии, я бы хотела получить информацию о том, было ли проведены какое-либо проверки в отношении сотрудников правоохранительных органов, допустивших нарушение прав человека во время акций протеста в Москве 27 июля 2019 года? Если да, сколько таких сотрудников было выявлено и привлечено к ответственности?

• Необходимость идентификации сотрудников правоохранительных органов, вовлеченных в поддержание общественного порядка в рамках публичных мероприятий, является важной гарантией против жестокого обращения и безнаказанности. До меня дошла информация о том, что некоторые сотрудники правоохранительных органов, присутствовавшие во время акций протеста 27 июля, носили скрывающие свои лица маски, что затрудняло их идентификацию в свете сообщений об их злоупотреблениях и жестоком обращении.(12) В целях предотвращения произвольных и неправомерных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов и обеспечения их ответственности в контексте проведения публичных мероприятий я настоятельно призываю Вас рассмотреть вопрос о принятии Вашим министерством и другими правоохранительными органами, в тесном сотрудничестве с национальными структурами по защите прав человека, конкретных мер, таких как использование сотрудниками правоохранительных органов портативных устройств видеорегистрации и четкая идентификация сотрудников во время публичных мероприятий.

Я готова оказать любое содействие в рамках своего мандата в целях эффективной реализации и применения стандартов Совета Европы в области защиты прав человека и рассчитываю на дальнейшее продолжение конструктивного диалога с Вами.

С уважением,
Дуня Миятович


1* См. Руководство по свободе мирных собраний, опубликованное Венецианской комиссией и БДИПЧ/ОБСЕ 8 июля 2019 года, пункт 112 со ссылкой на прецедентное право Европейского Суда по правам человека (см. Новикова и другие против России, жалобы № 25501/07, 57569/11, 80153/12, 5790/13 и 35015/13, постановление от 26 апреля 2016 года, пункт 163).

2* Следственный комитет возбудил несколько уголовных расследований по факту предполагаемого применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов и предполагаемых массовых беспорядков (статьи 318 и 212 Уголовного кодекса), ссылаясь, среди прочего, на то, что протестующие «прорвали оцепление» и «парализовали движение автотранспорта».

3* См. пресс-релиз Главного управления МВД РФ по г. Москве от 27 июля 2019 года.

4* См. информацию , предоставленную ОВД-Инфо 29 июля 2019 года.

5* См. комментарий Михаила Федотова, данный Интерфаксу 27 июля 2019 года.

6* См. комментарий Ильи Шаблинского, данный газете Коммерсант 29 июля 2019 года.

7* См. комментарии Александра Верховского, данный Human Rights Watch от 29 июля 2019 года.

8* См. статистические данные, предоставленные ОВД-Инфо 27 июля 2019 года.

9* См. информацию, предоставленную ОВД-Инфо 29 июля 2019 г.

10* См. Руководство по свободе мирных собраний, пункт 220.

11* См. Меморандум о поддержании общественного порядка и свободы собраний в контексте движения «желтые жилеты» во Франции, опубликованный Комиссаром Совета Европы по правам человека 26 февраля 2019 года, пункт 26.

12* Европейские стандарты требуют, чтобы эта практика строго контролировалась и использовалась только в исключительных случаях, которые должным образом обоснованы. См. 28-й ежегодный отчет ЕКПП, пункт 64, и 14-й Общий отчет ЕКПП, пункт 34.