фото

8 августа в прокат вышла снятая компанией «РОК» лента «Майор» (генеральный директор компании Алексей Учитель выступил в качестве продюсера картины). Постановкой фильма занимался Юрий Быков, он же написал сценарий и музыку, а также сыграл одного из ключевых персонажей — следователя Коршунова, сослуживца главного героя майора Соболева (в фильме Коршунов является своего рода антагонистом).

Фильм рассказывает о том, как Соболев, спешащий в роддом к жене, насмерть сбивает семилетнего ребенка. Поначалу его следующие поступки продиктованы желанием защитить себя от возможных последствий. Когда в майоре наконец-то просыпается совесть, становится слишком поздно: провинциальный городок, в котором разворачиваются события картины, накрывает волной насилия.

«Майора» показали на «Кинотавре» и в Каннах, а во второй половине июня лента отправилась на кинофестиваль в Шанхае, где удостоилась сразу трех призов. Работу Быкова признали лучшим фильмом, а также отметили наградами за режиссуру и музыку. «Лента.ру» поговорила с Юрием Быковым о жанровом кино, артхаусе и российском менталитете.

- Во-первых, давайте попробуем разобраться, что именно вы снимали. Кино о полицейском произволе?

- Есть практические задачи, художественные, есть задачи чисто человеческие. Но первична, конечно, идея: хотели снять фильм о российском менталитете. О том, что есть некое жизнеустройство, которое принято на основной части территории Российской Федерации.

- Если о менталитете, то почему вы именно сотрудника полиции сделали основным персонажем? Потому что это яркий образец?

- Нужен был чиновник, чтобы показать противоборство между властью и гражданским человеком, незащищенным. А квинтэссенция чиновника, мне кажется, и есть полицейский. И, с другой стороны, я еще человек молодой, мне не хочется пока в стол снимать, поэтому я так или иначе надеялся и на прокат в том числе. Я понимал, что мне нужен триллер, а делать триллер о сальном пузатом чиновнике как-то, мне кажется, странновато. Выпуклые, харизматичные молодые мужики на грани, достаточно крепкие и внятные, что-то важное друг от друга хотят каждую секунду. Из этого, с одной стороны, выходит достаточно серьезная криминальная драма, с другой стороны, острое социальное высказывание.

- Прототип какой-нибудь был у вашего персонажа? Все, естественно, Евсюкова вспоминают.

- Первый вариант сценария был достаточно мизантропичный, я бы даже сказал, патологичный. Вот там как раз таки почти Евсюков был в центре истории — некий персонаж, который целенаправленно уничтожает всех: и тех, кто ему помогал, и тех, кто мешал. И мы поняли, что это не персонаж, а предмет, потому что патология — это все-таки вещь, которая не развивается, у нее нет амплитуды, нет контрастных черт характера. И во втором варианте сценария появился совершенно другой персонаж, собственно, которого сыграл Денис (Шведов — прим. «Ленты.ру»), и поэтому к Евсюкову фильм действительно имеет мало отношения. Да и вообще, идея фильма все-таки чуть раньше появилась, до Евсюкова.

- Вы что от проката ожидаете? Сколько у «Майора» копий будет?

- 150 копий. Ну, плюс 50, если еще где-то задержимся в регионах. У нас в регионах, в принципе, прокат обширнее, чем в Москве, и стратегически это вернее, потому что стилистика все же слишком провинциальная. Понятно, что в Москве просвещенная какая-то молодежь, продвинутая, она к другим режиссерам более благосклонна — скажем, к Вырыпаеву, Сигареву и так далее. И я понимаю, почему. Потому что это часть хипстерского культа. В этом смысле «Майор» — это, конечно, кино... как говно в проруби, грубо говоря. Оно вроде бы и не элитарное, и не для массовой аудитории. Я даже не исключаю, что кто-то фыркнет по этому поводу: ну что это за недо-«Бумер».

- Претензии к российскому артхаусу вы озвучили, а хоть что-то из нового отечественного кино вам нравится?

- Ну, «Географ глобус пропил», он сейчас всем практически нравится. Крепкое, жизнеутверждающее кино с хорошими актерскими работами. Там есть даже какие-то чисто русские вещи, в русле старых традиций. Прям возвращение к хорошему советскому кино.

В 1970-е годы Люмет и Коппола снимали осмысленные и крепкие картины, с посылом, но при этом сделанные жанрово и внятно. Что угодно возьми: «Крестный отец», «Собачий полдень», «Телесеть». И это приносило кассу. А у нас сейчас драматическое кино практически кассу не приносит, что снимает с продюсера, с режиссера, с кого угодно ответственность перед обычным зрителем. Фильмы делаются для элитарной фестивальной публики.

- Вы знакомы с фильмами, с которыми «Майору» пришлось конкурировать в Шанхае?

- Я не ездил в Шанхай, к сожалению. Ну, как мне передали от Тома Хупера (глава жюри кинофестиваля в Шанхае в 2013 году — прим. «Ленты.ру»), когда он посмотрел мою картину вместе с жюри, они сразу решили отметить. После «Кинотавра» меня удивило, что мне дали не один приз, а три — за режиссуру, за лучший фильм, да еще и за музыку довесили. За музыку мне было очень приятно.

- Вы уже вроде бы работаете над новым проектом.

- Да, это будет фильм о ЖКХ.

- Триллер, да? Жанровое кино о чиновниках ЖКХ?

- Нет, не жанровый триллер. В какой-то момент меня Учитель (Алексей Учитель работает с Быковым в качестве продюсера — прим. «Ленты.ру») даже спросил: «А что, может, комедию?» Я говорю: «Почему?» — «Ну как «Ревизор». Хе-хе». Короче, смех смехом, но это история про молодого пацана — ну там жена, дети, капуста, он работает бригадиром... Его вызывают в общежитие, которое сорок лет стоит, там трубы прорвало, крыша потекла. Он приезжает и понимает, что там по всем несущим стенам трещины и у здания крен 15 градусов, а это значит, что оно в течение ночи практически 100 процентов рухнет.

-Ну, вы все не рассказывайте...

- А вы все не пишите, кстати!

- Дом-то рухнет в конце?

- Нет.

- Место действия — Москва или провинция?

- Естественно, провинция.