фотоКедровая шишка и валежник – для собственных нужд жителей Приморья.

«Если с первым вопросом всё ясно, то второй, о сборе валежника, предстоит еще доводить до логического смысла, ведь предполагается, что собирать древесину, оставшуюся на лесосеке со следами спилов, уже нельзя», – говорит Вячеслав Дрожжин, депутат Законодательного собрания Приморского края, член комитета по продовольственной политике и природопользованию.

Заготовка кедровых орехов

фотоСреди природных богатств, которыми щедро наделено Приморье, настоящей сокровищницей является уссурийская тайга. Огромные лесные массивы – родной дом для самых разных диких зверей, в числе которых занесенные в Красную книгу амурский тигр и дальневосточный леопард. Сегодня уссурийская тайга – это крупнейший в мире массив кедрово-широколиственных лесов, расположенный на юге Дальнего Востока. И подчас хищническое отношение к нашим лесным богатствам, когда целые бригады «шишкарей» уродуют кедрач, оставляя после себя больные, изуродованные деревья. Такая ситуация вызывала возмущение у жителей края, а депутаты Законодательного Собрания решили навести порядок в этом вопросе. Таким образом, приморские законодатели разрешили собирать кедровый орех только с 1 октября по 15 ноября.

С 1 октября в Приморском крае начался разрешенный период заготовки кедрового ореха для личных нужд. Ограничение сроков сбора этого ценного ресурса действует в регионе первый год. Принятие соответствующих изменений в краевое законодательство стало результатом работы депутатов Законодательного Собрания Приморского края от фракции ЛДПР.

Фиксированный период сбора кедровой шишки был определен еще в конце минувшего года. Работа по подготовке этого решения велась в течение всего 2017 года. Вопрос выносился на публичное обсуждение и был поддержан в большинстве муниципалитетов края. Тревожная ситуация осени 2017 года подтвердила своевременность такого решения. Тогда тайга буквально «гудела» от количества шишкарей. Урожайный год побудил тысячи жителей Приморья и приезжих граждан идти в лес за дорогостоящим продуктом. Многие шишкари не гнушались ничем – рубили деревья, использовали «кошки» для лазания по стволам и другие приспособления, наносящие вред ценной породе.

«Все мы знаем, что большой популярностью кедровый орех пользуется у наших соседей из Китая. В прошлом году на границе задерживали целые фуры с этим товаром. Спрос рождает предложение. Наши лесные деревни и поселки собирают бригады и идут в тайгу. В поселках, где нет работы, человек считает своим долгом пойти в лес и там «работать». Такая активность людей в тайге приводит, в том числе, и к лесным пожарам. Поэтому было принято решение отрегулировать ситуацию законодательно. Изначально планировалось ограничить сбор шишки по количеству килограммов, но в итоге пришли к выводу, что правильнее будет ограничивать по сроку заготовки – 45 суток – 1 октября по 15 ноября», – отметил депутат ЗС ПК от ЛДПР и член комитета по продовольственной политике и природопользованию Вячеслав Дрожжин.

Он подчеркнул, что речь идет только о заготовке кедровой шишки для личных нужд. Также депутат отметил, что этот период был выбран неслучайно – в середине осени в тайге уже достаточно шишки-паданки, для добычи которой не нужно дополнительных приспособлений.

«Принятые изменения в краевой закон об использовании лесов четко прописывает запрет при сборе орехов на рубку деревьев и кустарников, а также применение инструментов, механизмов и устройств, приводящих к повреждению лесных насаждений, – акцентировал депутат. – Если посмотреть по цепям питания, то кедровый орех является первым звеном многих цепочек. В том числе он – первая пища для кабанов, которых, в свою очередь, потребляют тигры, хищники. Таким образом, чтобы был тигр, нужно, чтобы было достаточно кедрового ореха. Уверен, что принятые по инициативе нашего комитета изменения в закон «Об использовании лесов в Приморском крае» помогут справиться с ситуацией и сохранить нашу тайгу. Опыт этого года покажет, насколько эффективна эта мера».

Он отметил, что в минувшем году кедровые шишки собирали даже из-под снега, таким образом, лишая животных главного источника зимнего питания. С 15 ноября сбор шишки будет запрещен, а ответственные органы будут иметь основание задерживать «черных» шишкарей.

Валежник на дрова

фотоСитуация, когда вокруг валяются сухие, умершие деревья, а использовать их для растопки было чуть-ли не уголовным делом, доходила до абсурда.

Как объяснял Рослесхоз в 2016 году, «присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных, буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение». При этом глава ведомства говорил, что «за три веточки, как говорят, которые гражданин собрал в лесу, никто никогда никого к уголовной ответственности не привлечет».

Граждане, действительно, и раньше, согласно Лесному кодексу, имели право свободно и бесплатно собирать хворост, ветки и кору деревьев, ведь они относились к «недревесным лесным ресурсам», как, например, пни, береста, мох, камыш, и тростник. В пояснительной записке к одобренному законопроекту его авторы указывали, что госорганы не справлялись с очисткой лесов от валежника. Это негативно влияло на противопожарную ситуацию.

Судя по материалам базы данных судебных решений, факты сбора валежника и выдача разрешений на него становились основаниями для приговоров. За незаконную вырубку лесных насаждений грозит штраф в размере до двухсот тысяч рублей, обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов или исправительные работы на срок до двух лет, или даже лишение свободы. Как было в Приморье, нам неизвестно, а вот по России такие казусные «преступления» были.

В октябре 2014 года лесоруб в Ульяновской области стал фигурантом дела о незаконной вырубке леса. Поводом для разбирательства стал дуб, который, по версии следствия, спилил лесоруб, хотя пилить должен был только сосну. Сам лесник вину признал и говорил, что пилил дуб, который в материалах дела свидетели называют «валежником», чтобы очистить лес, и сначала «думал, что ему за это благодарность дадут».

В январе 2013 года участкового Секретарского лесничества из Оренбургской области Михайлова приговорили к штрафу в 100 тысяч рублей за неправомерную выдачу разрешений на сбор древесины, в том числе валежника. Свидетели рассказали, что участковый убеждал их, что валежник можно собирать, но только платно. Один из них сказал, что за разрешение заплатил 800 рублей. «Приезжали сотрудники полиции и фотографировали данные бревна», – вспоминала бабушка этого свидетеля.

Теперь же собирать буреломную и ветровальную древесину в лесах края можно будет с 1 января 2019 года.

Приморские парламентарии внесли изменения в краевой закон «Об использовании лесов в Приморском крае». Региональный нормативный акт привели в соответствие с изменившейся статьей 32 Лесного кодекса Российской федерации и Приказом министерства природных ресурсов и экологии № 325, разрешающей населению круглогодичный сбор валежника и разъясняющей правила его заготовки. Свою роль в появлении этих позитивных изменений в федеральном законодательстве сыграли и депутаты комитета Законодательного Собрания Приморского края по продовольственной политике и природопользованию.

С 1 января 2019 года жителям Приморья будет разрешено заготавливать валежник. Речь идет о ветровальной и буреломной древесине, а также деревьях, погибших в результате естественных факторов, в том числе поврежденные вредными организмами. Минприроды, в свою очередь, выпустило приказ, разъясняющий правила заготовки этих недревесных лесных ресурсов. Принятие изменений в краевой закон стало результатом длительного процесса – череды обращений и согласований со стороны региональных законодателей, которые, наконец, были услышаны на федеральном уровне.

«До 2002 года в Лесном кодексе был термин «валежник», потом он исчез. Если раньше люди могли собирать поваленные деревья и ветки и на саночках по снегу везти их к себе домой для отопления, то с 2002 года это занятие стало противозаконным. Мы понимаем, что сегодня деревня переживает не лучшие годы и далеко не каждый селянин может позволить себе покупку дров и, тем более, угля. Но у всех есть возможность пойти в лес и заготовить этот хворост. Поэтому мы считаем, что поправки в федеральный закон и проведение этих изменений на местном уровне жизненно важны для жителей собственных домов с печным отоплением», – считает член комитета по продовольственной политике и природопользованию, депутат от ЛДПР Вячеслав Дрожжин.

Он подчеркнул, что работа по продвижению поправок в закон на федеральном уровне велась в течение нескольких лет. Трижды Законодательное Собрание Приморского края обращалось в Государственную думу с просьбой разрешить населению сбор валежника. С соответствующими докладами на высоких трибунах выступали депутаты Госдумы от Приморья и члены Совета Федерации. В итоге, в начале 2018 года изменения в Лесной кодекс были приняты, а на сентябрьской сессии ЗС ПК – внесены в краевое законодательство.

«Изменения в Лесной кодекс были приняты – это была большая радость. Однако они позволяют осуществлять сбор только ветровальной и буреломной древесины, лежащих на поверхности земли стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах лесосечных работ, а также деревьев, образовавшихся вследствие естественного вымирания. То есть предполагается, что собирать древесину, оставшуюся на лесосеке со следами спилов, уже нельзя. Но ведь человек, заходя в лес за валежником, так или иначе, будет его пилить, чтобы удобно транспортировать. И если он будет задержан с древесиной со следами спилов, как определить – это он собрал на лесосеке или же распилил упавшее вследствие природных причин дерево?» – отметил Вячеслав Дрожжин.

Он подчеркнул, что эти «неопределенности» в законодательстве еще предстоит дорабатывать, и подготовка корректировок уже идет в комитете ЗС ПК по продовольственной политике и природопользованию.

Напомним, разрешение на сбор валежника – долгожданная и необходимая мера для собственников домов с печным отоплением. Минувшей зимой в ряде районов Приморья проблема с обеспечением населения дровами проявила себя особенно остро. Так, в Лазовском районе жителям ограничили доступ на деляны, так как заявку на получение дров можно было подать только на сайте «Госуслуги». Далеко не все сельские жители имели возможность оформить документы в электронном виде. К решению проблемы подключилось руководство края. Возможность заготавливать валежник стала бы подспорьем и хорошей альтернативой в подобной ситуации.

Беспрепятственная заготовка валежника станет существенным подспорьем для жителей сёл в Приморье. Краевые парламентарии уточнили порядок заготовки валежника. Соответствующие поправки к закону «Об использовании лесов в Приморском крае» внесены на заседании Законодательного Собрания.

Напомним, что в апреле этого года в Лесной кодекс РФ были внесены изменения, которые относят валежник к недревесным лесным ресурсам и позволяют населению с 1 января 2019 года свободно и бесплатно собирать такую древесину для собственных нужд без длительной процедуры оформления разрешительных документов. В соответствии с этими поправками на июньском заседании Законодательного Собрания Приморья краевой закон об использовании лесов также был дополнен понятием «валежник». Теперь депутаты определили порядок его заготовки.

Законопроект разрешает гражданам осуществлять сбор валежника в течение всего года. Беспрепятственно заготавливать можно лежащие на земле стволы и сучья, которые образовались в результате естественного отмирания деревьев, их повреждения вредными организмами, а также при буреломе и снеговале. В то же время порубочные остатки в местах проведения лесосечных работ валежной древесиной считаться не будут.

Законопроект разработан в соответствии с новыми Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, которые были утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ в июле этого года.

«Беспрепятственная заготовка валежника станет существенным подспорьем для жителей сельской местности, которые используют в своих домах печное отопление, и позволит снизить социальную напряженность, возникающую из-за дефицита дров», – сказал накануне заседания Законодательного Собрания председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Евгений Зотов.

Он напомнил, что заниматься решением проблемы законодательного регулирования заготовки валежника приморские парламентарии начали с принятием в 2007 году нового Лесного кодекса, из которого исчезла соответствующая норма. Только за последние три года Законодательное Собрание трижды обращалось в Государственную думу с просьбой решить этот вопрос.

Однако, чиновники и Госдума, весьма далеки от народа: по их представлениям, сухое бревно, плывущее по реке, – это уже не валежник. Здесь вступает в действие Водный кодекс, значит, брать бревно из воды – преступление, как и то, что осталось после «черных» лесорубов. Однако, приморские депутаты комитета по продовольственной политике и природопользованию, уверены, что смогут изменить ситуацию и в этот раз. Они могут, они упорные.

Виктория ВАСИЛЕНКО.