фотоПраво на насилие принадлежит власти. Род, племя… государство. В племени все дела мог решать глава племени или, если племя обширно, какой-нибудь совет старейшин. Чем обширнее сообщество людей, тем выше необходимость упорядочить правила: что хорошо, что плохо, какое наказание полагается для нарушителя. Так возникают Правда, Кодексы…Конституции.

Время племен ушло в прошлое, теперь на Земле время государств… Так что право на насилие теперь принадлежит государству. Эксклюзивное право. А если оно не эксклюзивно, если кто-то еще приобретает право на насилие (в более мягком варианте – на правосудие) или если государство само отказывается от части своего права, то это называется failed state – несостоявшееся государство.

Д. Тюрер из Цюрихского университета считает, что «несостоявшееся государство» является «продуктом распада государственных структур, обеспечивающих поддержку правопорядку, провоцирующим и сопровождаемым «анархическими» формами внутреннего насилия».

И вот неладное что-то последнее время творится в нашем государстве. С правом на насилие.

Наглядно это проявилось после убийства Бориса Немцова в Москве, напротив Кремля. Обнаружили «чеченский след», но допросить наши бравые правоохранители одного из не то подозреваемых, не то свидетелей не смогли: в Чечню приехали, в дверь постучались – но им не открыли, и правоохранители удалились восвояси.

А что делать, глава Чечни Рамзан Кадыров еще раньше сказал по другому поводу: если кто приедет из Москвы допрашивать или арестовывать кого-нибудь из наших, разрешаю открыть огонь. Понятно: власть в Чечне – у главы Чечни. Мало ли что Чечня – регион России! Это государство в государстве.

Ну ладно, Чечня – это особая статья. Рамзан Кадыров – «пехотинец Путина», как он сам говорит, значит, ему можно. Но если государство сказало «а», то и «б» не замедлит.

Как-то внезапно распространились по всей стране так называемые «титушки», то есть провокаторы, нападающие на оппозиционных активистов. Это украинское явление, родилось и получило распространение при президенте Януковиче – и где, кстати, теперь тот президент Янукович? В России, в Ростове…У них там Майдан случился, «революция достоинства», в ходе которой произошло бегство президента и аннексия Крыма.

Помню восторги по всей России: Крым наш! Ну да, наш. Так же как наш теперь Янукович, наша Няша, то есть Наталья Поклонская, и наш SERB, то есть South Eastern Radical Block, родившийся в Днепропетровске (который нынче называется просто Днепр), но получивший известность уже в эмиграции, то есть в России. Там, в Украине, они были всего лишь одной из разновидностей титушек и ничем не выделялись в общей массе, а у нас титушек как таковых не было – разве что «казаки» (в малой степени) и НОД (в еще меньшей), у нас как-то Центр «Э» сам справлялся (вспомним Червочкина). Но тут – хлынуло…

И к ним хлынуло от нас – не сказать чтобы лучшее. И от них хлынуло к нам – тоже не сказать чтобы лучшее. Сколько бы ни надрывались «патриоты», что мы один народ, но нет – мы видим, что разные. Иная культура, иные привычки. Наши-то псевдо-титушки робкие какие-то. Ну как они нападали на оппозиционеров? Ну, яйцами кидались, помидорами, мукой… Ну да, и зеленкой обливали – тоже было, но как-то не слишком травматично. Не то – SERB, у них всё серьезнее.

А дурной пример заразителен! К тому же всё видят: что бы они ни сделали – отвечать не будут. Ну, облил один негодяй Навального зеленкой так, что глаз почти выжег – ну и что? Его почти сразу опознали – публика опознала. Публика, но не правоохранители! Они говорят: не можем найти, не знаем, кто такой!

Ага, значит – можно.

А тут еще Путин брежневский рекорд побил в смысле срока нахождения у власти. Надо же как-то объяснить-оправдать и будущее его у власти пребывание. Значит, кто враги? Те, кому это не нравится! Нападайте, ребята, пугайте, ничего вам не будет…

И понеслось.

Серая зона насилия, как выразился журналист Матвей Ганапольский, выросла неимоверно – вплоть до угрозы жизни. Не только SERB, но и прочие «неустановленные лица». А как установить, если правоохранители занимаются чем угодно, только не расследованием нападений на оппозиционеров или на тех, кого кто-то неизвестный (или даже известный) оппозиционерами посчитал?

Развитие насилия по экспоненте видно на примере Юлии Латыниной. Сначала (некоторое время назад) на улице ее облили дерьмом (и не противно же обливателям было собирать это дерьмо в ведерко, тащить с собой и нюхать его, поджидая жертву!).

Не так давно дом, где она живет, облили нелетальным отравляющим веществом, которого нет в свободном доступе (интересно, где и у кого они это вещество взяли?), и в конце концов подожгли машину. Рядом с деревянным домом. Специалисты говорят, что машина не взорвалась, потому что бензобак был полон. А дом не загорелся (пламя било на четыре метра), потому что в доме был огнетушитель, и отец Латыниной его применил. После этого Латынина уехала за границу и престарелых родителей с собой забрала.

На прошлой неделе неизвестный напал на навальновца Николая Ляскина и ударил его несколько раз железной трубой по голове. Покушение на убийство? Ага, щаз-з-з! Всего лишь хулиганство. Нападающего не нашли.

А тут еще терроризм. То есть он так не называется, но всем же понятно, что если человек нападает на прохожих с топором и ножом, да еще хорошо относится к запрещенному в России Исламскому Государству, то это теракт. А почему не называется? Да ведь наши пошли воевать в Сирию, чтобы остановить исламский терроризм «на дальних подступах»! А тут – нате вам, в России! Нет, это не терроризм, а так себе, эксцесс исполнителя…

А тут еще и православный терроризм наметился стараниями в том числе Поклонской с ее безумной любовью к покойному императору. К ней быстро подтянулись наши российские мракобесы, царебожцы, подражатели запрещенного ИГИЛ.

фотоОни иначе называются – ХГСР – и пока не запрещены, но бутылки с коктейлем Молотова уже мечут, в кинотеатры на машине с горючим врезаются, угрожающие письма рассылают. И всё из-за чего? Из-а сто лет как покойника! Он, видите ли, святой, и вообще он, как Иисус Христос, прошел такой же путь, он за всех русских искупил грехи, он фактически наш бог – и руки прочь!

Самое забавное, что фильм «Матильда» был снят как восхваление царской власти и в том числе цесаревича Николая, как красивая любовная история, как попытка (вполне, говорят, удавшаяся) увидеть в Николае Кровавом вполне себе человека (а не истребителя кошек и ворон) – и посочувствовать ему, а то и возлюбить! Но нет, эта история – не по канонам царебожцев, а значит, тем хуже для истории!

Уже и министр Мединский выступил против истерики вокруг «Матильды»… Но, судя по всему, несерьезно осудил, почти понарошку. Нет окрика от главного (кстати, возможно, что фильм снят и с прицелом восхваления не только конкретного будущего царя, но и царской власти в принципе, в том числе царя действующего). Власть в растерянности.

Они же, эти царебожники, за Путина? Само собой! А разве тем, кто за Путина, не разрешено делать, что им угодно? Ну да Поклонская слишком раздухарилась – но нет на нее управы, она ведь воспитана в иной культуре, она занесена в лоно «первой» власти, то есть Думы, из иного государства, и с этим мы бороться не умеем.

И потом… Как можно признать существование православного терроризма? Это значит, он порожден у нас, и как раз при Путине! Нет! Нет! Путин пришел к власти на волне борьбы с кавказским терроризмом – и он его поборол, и другого терроризма быть не может!

А тут еще терроризм телефонный. Звонки поступают о минировании школ, вузов, торговых центров и так далее – да массированные звонки, по всей стране, от Владивостока до Питера! И глава пока что не запрещенной организации ХГСР говорит, что это могут быть и они из-за «Матильды»!

А что правоохранители? Они в растерянности. Предположений много, но это всего лишь версии. Поймали только каких-то школьников, который решили «на волне» школу заминировать. Так что, правоохранители только школьников способны задерживать? И все их гигантские полномочия – только для этого? Они в состоянии только перепосты в сетях отслеживать да видеоблогеров прессовать?

Кстати, еще характерный штрих. Недавно пара блогеров из Кемерово выпустили ролик против Тинькова. Проив банка Тинькоф и его главы Олега Тинькова. Мне этот ролик не очень понравился, можно даже сказать – совсем. Слишком уж оскорбительный – что касается самого Олега Тинькова, а про банк – скорей всего, всё правда. Но сам Олег Тиньков оскорбился чрезвычайно и решил привлечь блогеров за клевету. И вот в Кемерово летит некоторое количество правоохранителей из Москвы, с Петровки, 38, и ранним утров взламывают дверь в квартиру блогера, проводят обыск – и… вручают повестку в суд.

Эге! Это кто ж оплатил полицейским дорогу (Кемерово – не ближний свет) и командировочные? Неужто сам Тиньков? Как это красит наших правоохранителей!

Между тем, раз на правоохранителей надежд нет, общество начинает сопротивляться самостоятельно.

Блогеры поддерживают товарищей, на которых наехал Тиньков, доступными им способами – перепостами, лайками, репликами в блогах, и призывают нанести материальный ущерб банку и любителю бабла миллиардеру Тинькову – совершенно легальными, заметим, способами! Не буду о них рассказывать, кому надо – сам найдет, а кому не надо – и искать не будет.

Понемногу получает отпор и SERB. Еще в июне, во время Дня России, когда ОМОН винтил всех подряд, в одном автозаке оказались оппозиционер Илья Яшин и некий SERB-овец. И щуплых Яшин SERB-овца побил! Не сильно, но чувствительно, тот потом жаловался в сетях. Оппозиционер Максим Шулика тогда восклицал: неприлично завидовать тем, кто попал в автозак, но кто из нас не мечтал бы оказаться на месте Яшина!

А сейчас с тем же SERB-ом столкнулся адвокат Илья Новиков – у дома, где жил Немцов. SERB, видите ли, снял с дома памятную табличку о Немцове, а потом SERB-овцы пришли и сорвали бумажку примерно того же содержания.

Илья Новиков сходил к своей машине и вынул из багажника биту – и продемонстрировал ее. Но SERB-овцы не поверили и продолжили свое дело – рвать бумажку. Тогда Новиков вступил в бой. Но… мало возить биту в багажнике и ее демонстрировать – надо уметь ею пользоваться!

В результате биту SERB-овцы у Новикова отобрали и ею же огрели его по спине. Ничего, он и кулаками продемонстрировал свое к ним отношение.

Дейл Карнеги в одной из своих книг цитировал американскую поэтессу, которая говорила: не то огорчает, что любовь ушла, а то, что она ушла мало-помалу…

Вот так же мало-помалу наша власть лишается своего эксклюзивного права на насилие. Мало-помалу… Пока дошло только до эпизодического сопротивления. Но…Это уже не сопротивление собственно власти. Это сопротивление даже не ее представителям. А сопротивление ну всяким там… Что-то из себя вообразившим…

Мало-помалу… И не успеешь оглянуться – а вокруг война всех против всех. И называется эта ситуация failed state – несостоявшимся государством. Вся как в классике:

«Продукт распада государственных структур, обеспечивающих поддержку правопорядку, провоцирующий и сопровождаемый «анархическими» формами внутреннего насилия».

Мало-помалу…

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото Ильи Новикова взято из социальных сетей Интернет.