26 марта люди вышли на мирный протест, чтобы потребовать от власти ответы на свои вопросы. Что привело людей на митинг, что происходило с людьми после задержания и будут ли они выходить на протест снова? На эти вопросы отвечают молодые участники митинга во Владивостоке.

Что привело на митинг?

Сергей Свертока, участник митинга:

«Лично я пришел на митинг, чтобы получить от нашего премьер-министра ответ, действительно ли он причастен к коррупционным схемам, которые были показаны в видео в интернете одним оппозиционным политиком, создателем фонда по борьбе с коррупцией. Именно это видео создало широкий резонанс в обществе.

...когда создаются такие громкие расследования, то власть обязательно должна ответить перед народом, что вот, мол, ребята, это фэйк, а создатель фильма будет наказан. Никакой реакции не было! Сам герой фильма молчал, Путин молчал, СМИ молчали, всё молчало! А ведь молчание – знак согласия! Поэтому создатель фильма принял решение организовать митинги по всем городам России с требованием ответов от Медведева. Только так можно добиться диалога с властью».

Никита Стасюк, участник митинга:

Патриотизм, активная гражданская позиция в нашем обществе, желание сделать страну лучше. Это то, что привело меня на митинг 26 марта.

Дмитрий Зубарев:

«Я очень сильно пострадал от коррупции, поскольку не смог заниматься собственным бизнесом в сфере наружного освещения. В декабре 2011 года открыл компанию, и с тех пор столкнулся с тотальной коррупцией со стороны мэров городов Приморского края (Владивосток, Артём, Фокино, Находка, Уссурийск) и департамента дорожного хозяйства Приморского края; всюду размещались заказы, размещенные под своих (условия не позволяли в них участвовать и/или, впоследствии, выполнить работы без нарушений). Как «наивный чукотский юноша», полагал, что смогу добиться защиты в антимонопольных органах и судах, но оказалось всё настолько гнило и лицемерно, что ни одного дела против органов власти я не выиграл. Даже несмотря на то, что были прецеденты в других регионах, мне постоянно отказывали, как говорится, «по беспределу». Поэтому единственная возможность повлиять на ситуацию в стране – выйти на мирные массовые акции, пойти в политику»

О задержании

Сергей Свертока:

«Задержание проходило по беспределу, без соблюдения формальностей и российского законодательства. Когда человек находится под подозрением в преступлении, то даже в таких случаях стражи порядка обязаны представиться, попросить предъявить документы, а также сказать о причинах задержания, если имеются основания.

Полиция хватала всех, кто попался под руку, но первыми попадались люди с плакатами, в том числе и я. Меня без разговоров просто взяли за руку и проводили в автозак.

У меня с собой была сумка, в которой была бутылка с лимонадом и паспортом. Перед «пакованием» в машину у меня провели обыск этой сумки без составления протокола и двух понятных. То есть, в тот момент у меня не было никаких прав, как будто бы я и другие задержанные были террористами.

После того, как нас привезли в отделение, нас перепроводили в помещение примерно 3 на 2 метра. Вдоль стен были лавки, а посередине стол. Все задержанные поместились с трудом, кому-то пришлось стоять всё время, ужасно воняло, было душно, помещение никак не проветривалось. И в таких условиях нас держали более 5 часов, но не всех. Сам я в отделении просидел около 6 часов, вместо 3 законных. Я был отпущен одним из последних.

Во время нахождения в участке нас неоднократно допрашивали непонятные люди без погон и жетонов. Спрашивали место учебы, работы, номер телефона, зачем пришли на митинг, к тому же еще критиковали за то, что мы в жизни ничего не понимаем».

Никита Стасюк:

«Ко мне подошел человек в штатском и стал меня удерживать до прихода полиции. После на меня накинулось 6 полицейских. Из-за того что меня пытались освободить участники митинга, мы вместе с правоохранительными органами покатились по лужайке. Тащили меня они грубо, с применением удушающего приема, во время задержания также порвали куртку.

В участке был разговор со следователями, которые говорили, что я хочу развалить Россию и устроить Майдан, как в Украине, сравнивали Украину с Исламским Государством (запрещено в РФ – прим. ред.), на незаконных основаниях без уведомления суда, забрали мой телефон и стали читать всю личную и конфиденциальную переписку с моего телефона, хотели найти там признаки экстремизма.

После всего, провели психологическую беседу, что у нас в стране есть демократия, а Владимиру Владимировичу Путину с его кругом «друзей» просто некому передать власть, так как они единственные знают, что нужно для нашей страны. После составления протокола меня оштрафовали по «статье 20.2 часть 5 КоАП» за участие на незаконном митинге. Штраф 10 000 рублей. И отпустили после 4 часов задержания».

Дмитрий Зубарев:

«Где-то в 13:20 я развернул плакат «Коррупция ворует мое будущее». Через несколько минут ко мне подошли полицейские, которые не представились, не предъявляли никаких требований, просто увели меня в полицейский «УАЗик» и доставили в ОП по Фрунзенскому району города Владивостока. Не представились; не объяснили причину задержания; не составили протоколы об административном задержании и доставлении в отдел полиции.

В самом отделении на меня составили протокол по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, хотели сделать дактилоскопию и фотографирование (они воспользовались правом предложить; я – правом отказаться). ФСБ (или Эшники) хотели побеседовать, обманывали, кто они такие (сказали, что работают в этом отделе полиции, хотя со всеми разговаривали в актовом зале), – диалог не состоялся.

В протоколе об административном правонарушении майор полиции указал, что я якобы не исполнил требование организатора митинга и сотрудника администрации приморского края свернуть плакат. Никто мне требований таких не предъявлял, а митинг против коррупции, который многие называют несанкционированным, был законным. Даже наоборот, у организаторов не было оснований для его непроведения! (ч. 5. ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») Очень жаль, что офицеры полиции не знают действующее законодательство и (возможно) стали исполнять незаконный приказ начальства».

А что дальше?

Сергей Свертока:

«Митинг показал, как по-настоящему работают стражи порядка. Вместо того, чтобы нас защищать, они, наоборот, применили к нам силу. Просто так они бы никого не вязали, если бы не было команды сверху. Если у нас такой беспредел, то такие мероприятия должны проходить почаще и многочисленнее, чтобы все воочию увидели, как наша власть идет на диалог с народом, используя силу.

Ради справедливости я готов выходить на митинг хоть каждый день, лишь бы власть давала четкие ответы на вопросы, которые задает народ».

Никита Стасюк:

«Буду, ведь власть не слышит, чего хочет народ, а он хочет социальное государство, которое будет заботиться о своем народе».

Дмитрий Зубарев:

«Да, на мирные акции, законность проведения которых не будет вызывать сомнений, обязательно приду! Важно, чтобы эти акции содержали в себе политические требования...»

Интервью брал Алексей ПОСТЕРНАК.