В 2016 году цены на газетную бумагу выросли в трети регионов. Рост составил от 4,6% до 20% в разных субъектах. Об этом свидетельствуют данные Общероссийского народного фронта (ОНФ). В совокупности с падением рекламного рынка это приведет к массовому закрытию печатных СМИ, сделав работу по их выпуску нерентабельной. В результате россияне могут остаться без уже полюбившихся им газет и журналов.

Стоимость бумаги для СМИ в настоящее время — одна из самых ключевых и болезненных тем печатной отрасли, что, впрочем, понятно. Доля полиграфии в себестоимости газетно-журнальной продукции составляет 60–70%. После резкого ослабления курса рубля в 2014 году и, соответственно, сильного удорожания импортной бумаги, на которой печаталось около 90% журналов, российские издатели перешли на более дешевую отечественную продукцию.

Спустя два года «деревянный» приостановил свое падение, но цены на бумагу не спешат следовать его примеру. Более того, бумага стремительно дорожает вопреки всем законам рынка. С января по октябрь этого года повышение цен зафиксировано как минимум в 24 регионах страны. Самый большой скачок произошел в Липецкой области — с начала года на 20%. В Москве этот показатель составил 17,2%. В Астраханской области стоимость бумаги увеличилась на 13%. Меньше всего подорожание затронуло Бурятию — на 4,6%.

Как отмечают эксперты ОНФ, проводимые ранее правительством меры по сдерживанию цен не принесли должного эффекта. Дело в том, что между Минкомсвязи, Минпромторгом и предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности была договоренность, согласно которой рост закупочных цен на бумагу в течение года не должен превышать уровень инфляции прошлого года. При этом цены на бумагу, которую приобретают потребители у оптовиков, только за полгода выросли на 15%. Однако, согласно данным Росстата, за этот же период инфляция составила лишь 3,3%. То есть цены на бумагу только за полгода превысили инфляцию в 4,5 раза.

Сопоставляя эти цифры, эксперты не исключают, что «бумажники» просто хотят нажиться на кризисной ситуации. Интересно, что комбинаты до 75% газетной бумаги продают за рубеж. Там российская бумага намного дешевле своих аналогов в силу более низкого качества. Не исключено, что производители пытаются использовать внутренний рынок для компенсации низкой цены на бумагу на внешнем рынке.

По словам члена Центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы Натальи Костенко, из-за стремительно дорожающей бумаги существование многих независимых печатных СМИ в настоящее время находится под угрозой. А в условиях, когда вся российская экономика пребывает в сложной ситуации, эта проблема становится особенно актуальной.

О своей беде руководители крупнейших издательских домов неоднократно сообщали на встречах с Владимиром Путиным. Президент обещал разобраться. Глава государства дал поручения правительству принять меры по борьбе с ростом цен. Однако пока правительство явно с этим вопросом не торопится.

«У печатных региональных СМИ сократились потоки рекламы, и изданиям стало очень трудно выживать. В результате это приведет к снижению информированности населения и сокращению каналов связи общества и власти в период, когда они нужны стране как никогда», — рассказывает Костенко.

«Если проблема роста цен на бумагу не будет решена, то говорить о развитии печатной отрасли будет достаточно сложно. Скорее, можно будет говорить о ее выживании, сколько ей осталось», — считает глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

Между тем, согласно соцопросам, большинство россиян (73%) не готовы отказаться от бумажных СМИ. Поэтому эксперты ОНФ считают, что правительству необходимо срочно заняться сдерживанием роста цен на бумагу.

Надежды сейчас возлагаются на запланированную на 6 декабря встречу участников рынка — бумажников, полиграфистов и изданий — на базе Минкомсвязи. «Мы ожидаем эту встречу. Она не первая. Но, к сожалению, пока предыдущие договоренности не выполняются со стороны бумажников. Более того, по рынку ходят упорные слухи, что с 1 января бумага еще подорожает на 20%. А это, учитывая экономическую ситуацию, смертельно для изданий. Мы надеемся, что удастся заключить межотраслевые соглашения, которые позволят печатным СМИ выжить в это непростое время», — говорит президент союза издателей «Гильдия издателей периодической печати» Сергей Моисеев.