фото

Если у атеистов России полная гармония с их верующим лидером, то этого не скажешь о РПЦ. Протоиерей Всеволод Чаплин, освобожден от должности председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Синода РПЦ, по его словам, из-за разногласий с патриархом Кириллом, который принимает единоличные решения.

Всеволод Чаплин на протяжении последних шести лет был официальным рупором РПЦ, он высказывался практически по всем резонансным поводам от ее имени. Теперь он перешел в оппозицию и считает, что РПЦ должна изменить свой подход к дискуссии и позволить существование идеологического многообразия внутри церкви. И пообещал продолжать спорить с патриархом и в дальнейшем, не уточнив, в каком чине.

В РПЦ, разумеется, озвучили свою версию увольнения Чаплина, объяснив это структурными изменениями – созданием нового путем слияния двух существующих.

Словом, кто от кого первым открестился, Чаплин от патриарха или патриарх от Чаплина, мне доподлинно неизвестно, предположу только, что Христос открестился от обоих. Причем давно, может даже раньше появления в Интернете скандальной фотографии патриарха Кирилла с швейцарскими часами Breguet стоимостью около 30 тысяч евро на руке. Потом эти часы с фотографии очень неаккуратно затер в фотошопе чаплинский пресс-центр, что только усилило скандал.

Чаплин, хотя и был самым рьяным консервативным рупором РПЦ, идеологом ее он не был, и потому его увольнение менее интересно, чем увольнение Кураева – многолетнего идеолога РПЦ и известного блогера.

ПРИОРИТЕТЫ СЕКРЕТОВ РПЦ

Протидиакон Кураев в 1996 году Патриархом Алексием II был назначен профессором богословия Московской духовной академии, читал лекции в МГУ в качестве старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Написал официальный учебник по вопросам православной культуры.

Приезжал в далекие 90-е во Владивосток, в ту пору и я прослушала одну из его лекций. На лекцию пошла в связи с высказываниями Кураева, что Рерихи – сатанизм для интеллигенции. В том же духе в последующие годы он высказывался и о других иноверцах. Словом, был все годы идеологическими устами и пером РПЦ.

И вот-те раз, более года назад Кураева отлучили сразу и от кафедры в духовной академии, и от лекций в МГУ. За что? Протоиерей Всеволод Чаплин по этому поводу сообщал, что Кураев часто пропускал лекции. В Московской духовной академии соббщили, что Куораева уволили «за эпатажные публикации и игнорирование братских напоминаний о сдержанности в своих высказываниях».

Из МГУ Кураева «ушли» в связи с истечением срока избрания по конкурсу. На кафедре философского факультета МГУ говорят, что Кураев как внештатник должен каждый год писать заявление, чтобы его вновь приняли на ставку. Но идет оптимизация учебного процесса, поэтому возможно отсутствие ставки.

Сам Кураев считает, что решение об его увольнении связано с его высказываниями по поводу гомосексуального скандала в одном из религиозных учебных заведений: «Был доклад на представителя учебного комитета патриархии, в части было сказано о поездке представителя в Казань, где был скандал в местной семинарии, где семинаристы жаловались на гомосексуальные домогательства со стороны руководства семинарии. Я об этом знал, несколько раз в личном блоге обращался к этой теме.

И вот после рассказа о том, что да, что вот такие письма реально были, что домогательства были, что проректор той казанской семинарии уволен, было предложено прийти к оргвыводам и уволить заодно и меня, как бы за то, что я в своем блоге об этом написал. То есть, в общем, это за гранью всяких приличий, я считаю, потому что это прямое покровительство голубой мафии».

Кураев уверен: все это происки голубого лобби, которое не простило ему разоблачительных рассказов о гомосексуальных наклонностях некоторых преподавателей учреждения. В академии протодиакону дали понять, что ему не обязательно ввязываться в скандал, духовенство разберется само. Но Кураев продолжал писать на эту тему и, в результате Ученый совет уволил профессора Кураева голосованием.

Но что тут самое пикантное во всей этой церковной истории, так это то, что уволили Кураева за разглашение в Интернете интимных секретов голубых православных священнослужителей, а отнюдь не за разглашение секретов, подрывающих основы православной веры.

ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ

В апреле 2008 года, высказывая свои впечатления по поводу встречи Иерусалимского Патриарха Феофила III с представителями российских СМИ, где Кураев присутствовал, Кураев обнародовал высказывание Феофила, которое дает основание не считать Благодатный огонь чудом и, по сути, утверждает его естественное происхождение:

«Не менее откровенным был и его [патриарха Феофила] ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру».

Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог»,— цитирует Кураева Википедия.

Но РПЦ никак не задело это публичное сомнение Кураева в божественном происхождении Багодатного огня. Единственным его оппонентом в этом вопросе оказался президент ОАО «РЖД» Владимира Якунина: «Не знаю, каких терминов ожидал Кураев, но, на мой взгляд, никаких оснований для толкования высказывания Иерусалимского патриарха как высказывания, которое отрицает святость этого события, его непознаваемость, там нет. Это есть интерпретация конкретного человека».

Якунин также высказал мнение, что священноначалию РПЦ следовало бы определить, «что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является, а что не очень позволительно и не очень правильно». Но церковь проигнорировала и Якунина.

Зато вскоре «Русский репортер» опубликовал интервью с патриархом Феофилом, которое Кураев объявил фальшивкой в виду наличия там целого ряда фактических ошибок и предположил его заказом Якунина.

На презентации книги «Перестройка в церковь» весной 2009 года Кураеву задали вопрос о Благодатном огне: «Хула на Духа Святого считается одним из главных грехов. Вы не боитесь?» Протодиакон Кураев ответил: «Я не боюсь, потому что я молчу. Я жду голоса Церкви. Я не слышал официального Церковного вероучения и голоса Иерусалимских Патриархов. Свидетельства, рассказы паломников и церковное учительство — это не одно и то же. Вот я и хочу разобраться»

Сам Патриарх Кирилл во время показа по телеканалу НТВ репортажа о сошествии Благодатного огня прокомментировал это явление очень туманно: «Сошествие Благодатного огня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня в Иерусалиме — знак Воскресения Христова, а принесение его в Россию приобщает верующих РПЦ к встрече величайшего христианского праздника на Святой земле».

Ответить на вопрос прямо, даже желай этого, глава РПЦ не мог, поскольку к церемонии схождения Благодатного огня он не допущен. Ее проводят священнослужители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей. Из них только Иерусалимский Патриарх и армянский архимандрит с пучками свечей заходят в запечатанную в течение года часовню (кувуклию) и оттуда после всех их приготовлений и молитв раздается колокольный звон о схождении Святого Огня. После чего через маленькое отверстие в часовне Патриарх и архимандрит передают свечи, от их свечей Огонь зажигают скороходы, после чего Огонь быстро распространяется по храму.

Словом, нет никаких других свидетелей схождения Огня кроме этих двоих и Патриарха Иерусалимского и архимандрита армянского. Вот у одного из них Кураев и искал официального ответа: это символ случившегося когда-то чуда или само чудо?

Но ответил Кураеву на этот вопрос один только Якунин, заступившись за православное чудо, зато у голубых в рясах в РПЦ полно защитников.

ИНТЕРВЬЮ КУРАЕВА ЖУРНАЛУ «ЭКСПЕРТ»

– Вы постоянно говорите о том, что в руководстве РПЦ есть высокопоставленные представители гей-лобби. Но почему вы не называете имен?

А.К: – Потому что у меня нет прямых доказательств.

– А опубликованные у вас в блоге анонимки — это разве прямые доказательства?

А.К.: Для меня это не анонимные письма, я знаю их авторов по именам. У меня есть договоренности с авторами всех писем, что, если дело дойдет до суда, они раскроются. 

– При нынешнем патриархе ситуация в этом отношении как-то изменилась?

А.К.: Есть по меньшей мере один факт: из четырех епископов, обвиненных в такого рода девиантном поведении во времена патриарха Алексия, трое реабилитированы и возвращены на архиерейские кафедры. Мне говорят: да что вы делаете, да зачем поднимать шум, почему не пойти обычным путем… Вот вы мне позвонили, а только что мне пришло письмо от священника, который был лишен сана именно за то, что он о своем митрополите отправил свидетельства мальчишек в патриархию, апеллировал в общецерковный суд. И вот результат: митрополит служит, священник лишен сана. Причем священника на суд даже не вызывали

– Одна из главных претензий к вам — что скандал особенно активно раскручивался в рождественские дни.

А.К.: Знаете, у нас, у православных, как-то все некстати: то праздник, то пост. В пост надо молчать, а в праздник — говорить о празднике. А о другом-то когда? О нашей жизни, о ее непарадной стороне?

Надеждаи Алисимчик

P.S. Что касается природы Благодатного Огня, то лучше самим поискать ответ, никого не держа за авторитет. И каким бы этот ответ не был, но чудес на свете все равно больше, чем поддельных церковных чудес и голубых ряс вместе взятых!