фото

У нас кризис (пока что только экономический), и это уже никто не скрывает. Официальные и полуофициальные лица говорят, что мы уже достигли дна (вариант: прошли пик).

Проблема в дальнейшем: что экономика будет делать на дне? Начнет всплывать? Уляжется отдохнуть? Снизу постучат? Это все сродни гаданию на кофейной гуще. Но очень официальные лица явно готовятся к худшему. Им нужны деньги, а где их взять?


ДАЙ МИЛЬЯРД,

ДАЙ МИЛЬЯРД!

Ну как где? У населения. Желательно побольше. Желательно миллиарды – воровать меньше миллиарда… Давным-давно, лет десять назад некий девелопер Поклонский говорил: «У кого нет миллиарда – пусть идет в … (которая есть, но слова такого нет – так детям объясняют)».

Правда, сейчас Поклонский оказался в этой самой, слова которого нет, но это по собственной глупости, зарвался, берега потерял. А те, которые еще не попали в ту, слова которого нет, считают, что воровать меньше миллиарда – себя не уважать. То есть, иными словами, кто ворует меньше миллиарда, пусть идет в…

Нет, не туда, слова которого нет, а в тюрьму. То ли дело – миллиард спереть! А лучше больше. Вон одна дамочка своровала больше миллиарда – и на свободе, ее только попугали, а ейный хахаль и вовсе при новой кормушке. Кормушка, кстати, называется Ростех. Технологии, прорывы, то да се…

Плату за капремонт, который будет лет через тридцать, ввели. Нет, не то! Некоторые, правда, платят, но без ажиотажа. А выселить неплательщика сложновато. В общем, не набираются нужные миллиарды. Во всяком случае – быстро не набираются.

Может, сократить расходы? Ну ладно, пенсионерам индексацию меньше инфляции – маловато экономии, но сойдет. Да и сколько тут украдешь? Все, как говорится, украдено до нас.

Учителям зарплату урезать? Тоже экономия, но сколько их, этих учителей?

 

БОЛЕТЬ ВРЕДНО

Медицину поджать? Ну да, неплохо, но уже растратили! Оптимизировали, то есть сократили и больницы, и врачей… А если с пациентов брать? Вон их сколько развелось! Рождается новое предложение: «Медицинские услуги, которые сейчас входят в программу ОМС и предоставляются бесплатно, должны остаться таковыми только для детей, пенсионеров и инвалидов, а для работающего населения нужно ввести нормы по посещениям врача, вызовам скорой помощи, при превышении которых за работу медиков уже придется платить – с такими предложениями по секвестированию бесплатной медицины выступили эксперты Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), подведомственного Министерству финансов РФ», – это «Российская газета» сообщает.

Значит, так: скорую можно вызвать бесплатно четыре раза в год, посетить терапевта в поликлинике – восемь раз в год. Остальное за деньги! И если в субботу-воскресенье хочешь в поликлинику – тоже за деньги. Посещение врача на дому – паньски вытребеньки, только маленьким детям и маломобильным инвалидам. Остальным – за деньги!

Кстати, речь в этом проекте только о посещении терапевта. А если у человека гипертония и ему нужнее невролог, да не 8 раз в год, а больше? А если у человека ревматизм и нужен ревматолог? А если порок сердца? А если….

В общем, лечим бесплатно только простуду и грипп. Со всякими гастритами, пиелонефритами, диабетами – сами платите. А то – ишь! Повадились болеть за госсчет! Россия для здоровых!

Если честно, эти меры – только если ночь простоять да день продержаться. Ну, может, кто-то так себя любит, что наскребет денежки на регулярное посещение врача. А если не наскребет и из-за недостатка врачебной помощи хватит этого типа инфаркт или инсульт?

Ладно если помрет – похороны за свой счет. А если нет? И станет инвалидом? Опять государству раскошеливаться на бесплатного врача и инвалидскую пенсию – то есть опять на деньги попасть! Скупой платит дважды – не нами придумано, это закон жизни.

Возможно, в Минздраве думают длиннее, чем в подведомственном Минфину НИФИ, и идею так активно залезть в карман пациента не поддержали. Наверно, решили: к чему такая спешка? Курочка по зернышку… Да и вдруг снизу постучат? Не будем торопиться…

 

ВАМ ДЕФИЦИТ УСТРОИТЬ ИЛИ ПРОСТО ПОДОРОЖЕ?

В общем, непосредственно с населения снять денежки не очень получается. Ну и ладно. Можно ведь опосредованно! И с 15 ноября введена плата за проезд большегрузов по федеральным трассам. Система называется «Платон», что значит «плата за тонну». Шутник придумал, конечно. Потому что за «Платоном» тянется ассоциация: «Платон мне друг, но истина дороже», а уж за ней – «истина в вине».

Истинная цель «Платона» – собрать с большегрузов (точнее – их владельцев) денег. В год рассчитывают… ну да, на миллиарды. Точнее – на 50 миллиардов. Так что, по «Платону», истина – в бабле. А что он никому не друг, кроме своего хозяина (а это компания Игоря Аркадьевича Ротенберга «РТ-Инвест транспортные системы», ее второй совладелец Ростех), скоро все и узнают.

Первыми, конечно, это поняли хозяева большегрузов – частные владельцы, мелкие предприниматели и большие компании, владеющие целыми парками большегрузов.

фото

В этих машинах возят товары из города в город, со склада в магазины и так далее. Изначально предполагалось, что за каждый километр, пройденный по федеральной трассе, перевозчик будет платить 3,73 рубля. Ведь большие машины разбивают трассу, большая часть собранных денег пойдет на ремонт!

Крупный (или средне-крупный) бизнес смирился, а мелкие частники стали возмущаться. Забастовки устраивали. Своеобразные, с учетом специфики: либо стояли на обочинах, газовали и гудели, либо тащились по трассам со скоростью 20 км в час, а такую махину попробуй объедь! А вслух предупреждали: мы теперь будем платить Ротенбергу, но эту сумму мы возьмем с покупателей товаров, поднимем цену на сумму своих убытков. То есть в конечном итоге заплатят потребители, то есть население!

Вообще-то забастовки (точнее – акции) дальнобойщиков поняли не все. Некоторые, упершись в созданные большегрузами пробки, начинали ругаться – не на шоферов, кстати, а на авторов новых поборов. Процитировать это невозможно, цензура не пропустит, но в вольном пересказе смысл такой: нашим властям (скажем обобщенно) все мало, готовы уже той, которая есть, а слова нет, жрать, а я же, идиот, голосовал за них!

Есть люди, которые не видят второго шага и очень удивятся, когда увидят в магазине выросшие цены на продукты – или отсутствие продуктов.

А есть люди, мыслящие государствоенно – например, Кирилл Шулика из «Демократического выбора». Он пишет в своем блоге: «Сборы с грузовиков, кстати, существуют и сегодня… Предполагается, что с грузовиков соберут 50 миллиардов, если повысят тарифы, из которых 40 миллиардов (в реальности копейки) уйдут в дорожный фонд. Сейчас же сборы у них примерно 10 миллиардов и все они достаются Ротенбергу. И теперь подумайте, кому выгодна забастовка и требование старых тарифов?»

Конечно копейки! Что такое 40 миллиардов? На один распил. Но тот, кто однажды проехал или хотя бы посмотрел на федеральную трассу «Лена», не захочет дать ни одной копейки в Дорожный фонд. Без слез не глянешь, без кавычек не напишешь. А ведь федеральная трасса, да. Не проселок между двумя забытыми Богом и людьми деревнями. За проезд по ней что, тоже деньги будут брать?

А по-моему, Дорожный фонд должен приплачивать тем, кто по этой «федеральной трассе» едет. Если в этом благом деле Ротенберг присоединится к дорожному фонду, то и совсем замечательно.

В общем, 10 ноября, за пять дней до запуска системы, после неоднократных обращений бизнеса, правительство временно снизило стоимость до 1,52 рубля на первые месяцы работы «Платона». А с 1 марта и до 31 декабря 2018-го цена за километр составит 3,06 рубля.

Рапорты от министра транспорта Максима Соколова и платонщиков радужные. С 15 ноября, обещали разработчики, начнет работать мобильное приложение «Платон», где можно будет прокладывать маршрутные карты или отменять их. По всей России открыты 138 офисов «РТ-Инвест Транспортных Систем», колл-центр фирмы работает круглосуточно, о каких-либо неполадках системы можно будет сообщить в любое время.

Ну да, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ездить. Чтобы зарегистрироваться в системе, например, частнику, надо зайти на сайт «Платона», отправить на указанную электронную почту сканы необходимых документов (ИНН, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, техпаспорт на машину, обычный паспорт) и ждать ответа в течение трех-пяти дней. Кроме того, непобходимо обзавестись расчетным счетом в банке.

В первый же день система зависла, до колл-центра не дозвониться. «Коммерсант» сообщил, что с 15 ноября могут начаться перебои с поставками продуктов — не все федеральные торговые сети подключились к системе. Всего в зону риска может попасть почти треть всех грузоперевозок.

Корреспондент «Медузы» побывал в Ростове-на-Дону и побеседовал с дальнобойщиками:

«Вы тут довольных этой системой не найдете, — говорит донской предприниматель Владимир Ивченко. — Я отправил сюда все документы месяц назад, на электронный адрес, все, как надо. И никакого подтверждения не получил, хотя обещали в течение нескольких дней. У меня одна машина, ездить надо, зарабатывать надо, вот я сюда и приехал, зарегистрировался так. Я понимаю, что мы хотим как за границей. Но свою систему там тестировали целых два года, а у нас всего месяц! Как у студентов — сделали все в последний момент».

Ивченко говорит, что многие из его знакомых, бастовавших в Ростове, в первые дни не собираются выезжать на маршрут, потому что просто не понимают, как работает система и будет ли она работать вообще».

Палеонтолог и писатель Кирилл Еськов смеется в своем блоге: «Ну, чо... Непопулярную Войну (тм) – имеем, что называется, «в ассортименте», Казнокрадство На Военных Заказах (тм) достало всех, включая и «силовиков», Царскую Семью (тм) уже полощут даже вполне себе лоялистские круги и издания; вот чего нам недоставало – так это Петербургского Хлебного Кризиса (тм)... Отдельно, конечно, доставляет, что кризис непосредственно провоцируют гешефты Государева мил-дружочка Рубинштейна... то есть, тьфу! – Ротенберга. И подумалось: а может ролевик-реконструктор Стрелков-Гиркин потому лишь исчез из СМИ, что пошел на повышение, и рулит нынче Департаментом внутренней политики АП вместо Володина?»

 

РУССО ТУРИСТО, ОБЛИКО АМОРАЛЕ

Я просто помещу это здесь:

«Российские туристы испортили столетние кактусы в Никитском ботаническом саду Ялты (Крым). Фото обезображенных растений появилось в сообществе «Объективный Крым» в Facebook. «Кактусы. Им более 100 лет, но приехали туристы из РФ. Теперь эти кактусы имеют «оригинальные» надписи. Увы, но другого они не могут придумать», – отмечено в публикации.

фотоНа фото видно, что на кактусах вырезаны словам «Москва» и «Обама – чмо». Заместитель генерального директора парка Андрей Паштецкий рассказал изданию «Мослента», что вычислить туристов, испортивших растениях, не удалось. Он также отметил, что это не первый случай, когда посетители парка портят растения. «Обычно расписывают бамбук, где поглубже. Но чтобы кактусы прям в оранжерее расписать – это первый раз такое», – посетовал работник сада».

Ну как в анекдоте: «Много раз видел машины с надписью «Обама – чмо», но ни разу не видел в них Обаму. Зато чмо – в наличии».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото NoNaMe b Ильи Варламова