Народный писатель Азербайджана Акрам Айлисли в конце прошлого года совершил, пожалуй, самый рискованный шаг в своей карьере. Он опубликовал роман «Каменные сны», герои которого открыто осудили расправы над армянским населением республики. Шаг этот оказался сродни творческому самоубийству. Автора незамедлительно обвинили в симпатии к армянам, собрались лишить почетного звания и, возможно, даже выслать из страны. Айлисли пришлось оправдываться и объяснять, что его произведение вовсе не о политике, а о том, что азербайджанцы «тоже видят свои ошибки». Как выяснилось, с этим выводом он поспешил.
Роман, менее чем за месяц сделавший уважаемого человека изгоем, был написан еще в 2006 году, но автор долго тянул с его публикацией. Произведение появилось в российском журнале «Дружба народов» в декабре 2012-го. Айлисли сам перевел его на русский язык, заявив, что издание на азербайджанском с некоторыми правками появится позже.
Пересказывать роман не имеет смысла. Отрывки из него, вызывающие острые приступы национализма у соотечественников писателя, уже распространили азербайджанские СМИ, но произведение все же стоит читать целиком. Отметим лишь, что события основной сюжетной линии разворачиваются в Баку в конце 1988 — начале 1989 годов. От вида азербайджанской столицы, «где люди ходили стадами и выкрикивали первобытные фразы», герои произведения — интеллигенты тех лет — спасались воспоминаниями о селе Айлис, в котором они провели часть своей жизни и где долгие годы соседствовали армяне и азербайджанцы. Автор, использовавший в произведении образ родного села, провел параллели между погромами в Баку и расправой над армянами, учиненной в Айлисе турками в 1919 году.
Ярые патриоты могут найти повод для возмущения уже в третьем абзаце романа, где упоминаются «еразы» — беженцы из Армении, покинувшие страну после эскалации нагорно-карабахского конфликта. Они до полусмерти избили одного из главных героев, актера Садая Садыглы, вступившегося за армянского старика, за что были удостоены сравнения с дикими зверями и определения «сукины дети» от другого персонажа.
В течение примерно месяца после публикации роман Айлисли не вызывал особых нареканий ни у критиков, ни у читателей. В январе в Сети начали появляться рецензии на него — были и обличительные, и не очень. В целом дискуссия не выходила за рамки обсуждения любого литературного произведения — ее участники прекрасно понимали, что речь идет о художественном вымысле. Однако в конце января эти споры приняли неожиданный поворот — азербайджанские СМИ заполнили десятки гневных комментариев по поводу содержания романа. Со страниц изданий писателя начали обвинять в оскорблении азербайджанского народа и искажении реалий армяно-азербайджанского конфликта. Далее события развивались подобно лавине.
31 января несколько десятков молодых людей провели акцию перед домом писателя. Собравшиеся скандировали: «Акрам, убирайся из страны!» — и даже сожгли его фотографию.  По данным радио «Азадлыг», в митинге участвовали активисты молодежной ячейки правящей партии «Ени Азербайджан». 1 февраля они устроили символические похороны книги Айлисли на одной из центральных улиц Баку. Несмотря на действующий в Азербайджане запрет на массовые собрания, полиция в обе эти акции не вмешивалась.
Следующим шагом стало обсуждение романа на заседании Милли Меджлиса (азербайджанского парламента). Правда, дискуссии не вышло — депутаты были единодушны и целый час потратили, повторяя на все лады обвинения в адрес писателя.
Член “Ени Азербайджан” Муса Гулиев заявил, что роман Айлисли не только оправдывает армянский сепаратизм и оккупацию, но и представляет азербайджанский народ всему миру как жестокий и дикий. “Этот человек не заслуживает звания Народного писателя Азербайджана”, — заключил он. Исполнительный секретарь партии власти Али Ахмедов, в свою очередь, предложил лишить писателя ордена “Шохрат”, который тот получил за выдающийся вклад в азербайджанскую литературу.
Депутат Ахмед Велиев отметился сразу двумя инициативами. Напомнив, что Айлисли родился в селе, в котором жили армяне и азербайджанцы, он предложил проверить его “психологическое состояние и генетический код”. Кроме того, поступили предложения лишить писателя гражданства и запретить публикацию его произведений на территории страны. Отличился также председатель Партии демократических реформ Асим Моллазаде: как передает “Ann.az”, он назвал роман российским заказом на подрыв общественной консолидации в Азербайджане.
Апогеем травли Айлисли стало распространенное 5 февраля заявление завотделом администрации президента Али Гасанова, который предложил выразить писателю общественное презрение. “Человек, не имеющий национальной принадлежности, не имеет права говорить об общечеловеческих чувствах”, — подчеркнул он.