Кризис жанра

03.07.2014
Марина ЗАВАДСКАЯ

фото

Эта история стоит на трех китах. Точнее – на трех личностях. Они не сами по себе, конечно, они тоже на чем-то стоят и на кого-то опираются, но ситуация вынесла на поверхность трех человек.

Есть такой – Навальный. Не будем расписывать эту личность во всей полноте. Нам важны несколько черт: Навальный поднялся в глазах публики на борьбе с коррупцией. Причем не мелкие случаи он ловил, а крупные компании и мощных персонажей на нехилых должностях.

Причем грамотно это делал – у него два высших образования, экономическое и юридическое. Привлек сторонников, создал команду. К тому же чувство юмора у него есть – вполне современное (он отнюдь не старец), то есть своеобразное, не всегда понятное более солидным людям.

Сколько замечательных «словечек» он породил! Матрасик Железняк, например. Или самые известные: партия жуликов и воров. Политикой активно занимался, последнее его достижение – прошлым летом был кандидатом в мэры Москвы, второе место занял.

Разумеется, власти (назовем это абстрактно) не прочь бы такого активного товарища задвинуть куда-нибудь подальше, ограничить активность. Проще простого – посадить. Ну мы знаем: был бы человек, а статья найдется; то, что вы еще не сидите, не ваше достижение, а наша недоработка… Фразы известные, почти поговорки.

Но в случае с Навальным «проще простого» оказалось очень непросто. Он ведь юрист. Не то чтобы это помешало найти повод, но юрист Навальный разбирал обвинение на такие детальки, что абсурдность «дела» не видна была разве что слепым. И возник кризис жанра.

Второй персонаж – пан Бастрыкин, глава Следственного комитета. Очередная жертва Навального. Тот, видите ли, обнаружил у Бастрыкина фирму и вид на жительство в Чехии, что и породило это прозвище – пан Бастрыкин.

Он то ли однокурсник, то ли староста Сами Знаете Кого, так что карьерный рост и сверхзащита пану обеспечены. То есть в этом случае Навальный не добился ничего, кроме желания пана отомстить. А поскольку это желание совпало с желанием лица весьма могущественного, то уголовное дело не замедлило. Точнее – уголовные дела, поскольку – см. выше – «проще простого» с Навальным не проходит. В общем, кризис жанра.

Третий персонаж – дворник Сотов. Вы понимаете, что дворник – это не характеристика, а всего лишь должность. А мы знаем: не место красит человека, а человек место.

По натуре дворник Сотов – мыслитель и учитель. То есть у него есть некоторые идеи, о которых он хотел бы донести до всех. А поскольку трибуны у дворника нет, он нашел иной способ распространять свои идеи – в меру таланта.

Талант его в том, что Сотов умеет рисовать. Он не утратил это умение классу к пятому, как основная масса граждан, а развил. И теперь он рисует плакаты.

На некоторых плакатах он просто крупно пишет словами свои идеи, а некоторые плакаты украшает вполне приличными рисунками. Конечно, ни Рафаэлем, ни даже Поленовым ему не быть – таланту не хватает, но украсить картинкой собственный текст он вполне в состоянии.

Плакаты свои дворник Сотов развешивает Там, где и все плакаты висят: на заборах. Частенько их портят, пишут неприличные слова, частенько срывают: вообще-то идеи дворника Сотова не отличаются оригинальностью, это обличение диавола в разных ипостасях. Lenta.ru уточняет, что Сотов рисует плакаты на остросоциальные темы.

В своих работах он пропагандирует здоровый образ жизни, а также выступает с критикой сигарет, алкоголя, денег, собак, автомобилей и мобильных телефонов. Особенно не нравятся Сотову собаки и собачники, что вполне объяснимо издержками его профессии. Если плакат портят или срывают, Сотов не расстраивается: он рисует такой же еще раз или новый – идей хватает. Так что кризис жанра в этом случае отсутствует.

И вот эти три персонажа встретились, хоть и не лично.

Один из плакатов Сотова кто-то снял с забора во Владимире (а Сотов живет и творит во Владимире), кто-то привез в Москву, кто-то подарил Навальному на день рождения. У Навального ведь 4 июня день рождения, вы в курсе? В общем, 4 июня некто нес плакат в открытом виде к Навальному, все это снимало НТВ, и вслед за плакатом бежала некая девица и кричала: «Где вы взяли картину? Она же краденая!»

То есть понятно: подстава это. И не просто подстава, а смешная подстава: назвать картиной простейший, даже примитивный плакат – все равно что назвать котлету шашлыком по причине того, что и в том, и в другом случае имеется некоторое количество мяса. А назвать плакат, снятый с забора, краденым – все равно что назвать краденым камешек с улицы.

Моя подруга, кстати, как-то показывала мне камешек из Берлинской стены, который она подобрала на месте – она как раз была в Берлине, когда стену разрушали.

Но кто-то не пожалел усилий: плакат сняли с забора, передали в качестве подарка Навальному человеку, который точно пойдет на день рожденья, потом…

Потом был перерыв более чем в две недели. Надо же было, чтоб Сотов написал заяву, что у него картину украли, а он не сразу понял, о чем речь. Есть же видеозапись беседы с дворником-художником:

— Как вы реагируете, когда пропадают ваши работы? Вот здесь мы видим…

— А, я сначала удивляюсь, пугаюсь, а потом с улыбкой смотрю. Ну и что. Значит кого-то задело, ничего страшного.

— Когда пропадают ваши работы в полицию обращаетесь?

— Нет. Неет-нет-нет.

— А почему?

— Да времени тратить не хочется, зачем? Это просто сдирает кто-то. Или выпимши, может быть, или просто со злости. Такие бывают случаи. Вот этой весной. Они у меня разрозненные все, потому что сдерут, например, и мне же надо заменять ее… Многие сдирают, подписывают какие-то нецензурные слова, ну я потом забираю эти работы-то, у меня их запасено… И я заменяю, просто на их место другие вешаю. Если сорвали мою работу, значит, кого-то задело, кому-то не понравилось. Кто-то с какой-то целью может сорвал, а кто-то просто из хулиганства.

Да тут не просто «времени тратить не хочется». Ну, явился бы товарищ в полицию города Владимира с заявой о краже картины – что бы ему сказали? Да примерно вот что: вы оставили вещь в публичном месте, не имея на то ни разрешения, ни основания, ценности она не имеет, идите, пока ваше творчество вообще не поснимали отовсюду.

А то и вот что: «Самовольное нанесение на здания, заборы надписей, рисунков, частных объявлений, размещение на них рекламных, информационных и (или) агитационных материалов влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от ста до пятисот рублей» (в ред. Закона РК от 21.09.2007 № 68-РЗ).

Наверное, все-таки уговоры дворника написать заяву следует считать не с 4 июня – дня рождения Навального, когда ему подарили плакат, а раньше, с момента, когда плакат был снят с забора – ведь надо было привезти его в Москву и убедить кого-нибудь подарить его имениннику. Но, в общем, операция завершилась успехом: 19-го Сотов вроде бы написал заяву, а 20-го, в 4 часа утра, в квартиру к Навальному вломились следователи, провели обыск на предмет поисков «краденной картины». Нашли. И ушли довольные, а на сайте Следственного комитета появился следующий текст:

«Возбуждено уголовное дело по факту кражи картины, обнаруженной в ходе обыска у Алексея Навального.

20 июня 2014 года, 17:45

Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по заявлению автора картины «Плохой и хороший человек» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.«в» ч. 2 ст.158 УК РФ (кража). По версии следствия, неустановленное лицо тайно похитило картину «Плохой и хороший человек», размещенную для всеобщего обозрения на одной из центральных улиц города Владимира. Эта картина принадлежит одному из местных художников. Ущерб от ее кражи является значительным для автора. Сегодня в ходе обыска у Алексея Навального похищенная картина обнаружена, изъята и приобщена к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление обстоятельств совершенного преступления и всех лиц, причастных к хищению чужого имущества. Расследование уголовного дела продолжается».

http://sledcom.ru/actual/405454/

Вот уж действительно – кризис жанра. Сколько усилий приложено, чтобы из туфты сшить дело! Причем нельзя даже сказать, что дело шито белыми нитками – нитки в этом случае вообще нарисованные.

Прав Кирилл Еськов: «Забавно, что Навальный теперь может, хрустя и чавкая, поедать христианских младенцев на ступеньках Следственного комитета прямо под камеры всех НТВ – и все равно этому никто не поверит!»

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Картинка из группы ВК.


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Вниманию читателей! В прошлом номере «АВ» на стр. 12 автором публикации под заголовком «МИРУ МИР! И ПЕСНЮ ЭТУ...» является Марина Завадская. Просим автора и читателей извинить нас за техническую ошибку (выпадение фамилии).

Редакция «АВ».

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Что происходит в нашей стране самое главное?

Всего проголосовало
29 человек
Прошлые опросы

▴ Открытый прямой эфир Дождя

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года