Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!

«Бриллиантовая рука»

В субботу, 26 мая во Владивостоке состоялся так называемый «медиасубботник»: журналисты из разных изданий собрались, чтобы хоть немного очистить побережье Русского острова. Ехали, естественно, через мосты. Когда проезжали по Золотому мосту, кто-то из коллег сказал: «Впервые вижу 33-й причал без кораблей». Я глянула: да, пустой. Куда подевались военные? Разумеется, мелькнуло слово «война», и тут же вспомнили старую, еще советскую шутку: «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою».

Нет, конечно, наши корабли – не на войне. Хотя бы географию вспомните, где Дальний Восток и где Украина.

Но война – да, война идет. «Гибридная» война, в современной терминологии. О ней рассказывал в интервью радио «Свобода» генерал-майор в отставке Франк ван Каппен, член верхней палаты парламента Нидерландов: «Гибридная война – это смешение классического ведения войны с использованием нерегулярных вооруженных формирований. Государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями – боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается. Эти исполнители могут делать такие вещи, которые само государство делать не может, потому что любое государство обязано следовать Женевской конвенции и Гаагской конвенции о законах сухопутной войны, договоренностям с другими странами. Всю грязную работу можно переложить на плечи негосударственных формирований».

Оказывается, этому термину уже 10 лет: исследования были проведены в 2004 году, и выдвинуты предположения о возможном характере будущих войн. Ну что ж: гипотеза исследователей подтвердилась. Жизнь ее подтвердила.

Пока что у этого типа войны только один плюс: трупов меньше. Но зато позора…

фото

Многое, конечно, зависит от «негосударственных исполнителей». И от того, насколько грязна их работа. И какие именно вещи они делают, которые не может делать государство. И как быстро эта грязь вскрывается. А ведь чем дольше, тем больше. Да и поболтать некоторым исполнителям хочется. И не только негосударственным.

Вот, например, Шойгу – вполне себе государственный исполнитель, министр обороны России. И вот он говорит – не на кухне, а адресуясь СМИ, - что в отрядах самообороны на Юго-Востоке Украины насчитывается чуть более 2 тысяч человек… При том, что население Донецка – почти миллион. А Шойгу – обо всем Юго-Востоке! И всего две тысячи. «Лучше о настоящем уровне поддержки населением «сепаратистов», прости Господи, сказать не получилось бы более ни у кого», - замечает viking_nord в своем блоге.

А вот командующий отрядом самообороны Славянска Игорь Стрелков в интервью «Комсомольской правде» говорит: «Это ополчение, конечно, сильно разбавлено добровольцами из других регионов. Отряд, с которым я пришел в Славянск, формировался на территории Крыма. Я не буду этого скрывать. Это все — добровольцы, причем две трети — граждане Украины. Не только крымчане, есть беженцы из других областей Украины — из Винницы, из Житомира, Киева. Конечно очень много дончан и людей с Луганщины. Именно по их предложению отряд и принял решение прибыть именно в Славянск».

То есть и сформировался отряд на территории, между прочим, уже другого государства (КрымНаш!), и граждан Украины в нем – всего две трети (а остальные – русские? Или толерантнее сказать – россияне?), причем в эти две трети входят и крымчане (то ли уже успевшие перейти в российское гражданство, то ли еще нет, но для Стрелкова это граждане Украины). То есть отряд самообороны Славянска – не из Славянска. Так себе, сборная солянка.

А чего ж они болтают, кто их за язык тянет? Ну как… Все хочется урвать свой кусочек славы. Да и что тут такого? Пусть все знают! Россия Россия! Россия нас защитит! Мы за Россию!

Они ведь что? Всего лишь «негосударственные исполнители». Тонкости дипломатии – не для них. Тем более что и Сам Наш дипломатию не очень жалует, а народ его в этом поддерживает: Да! Так и надо! Мы сильные! Пусть нас боятся! Нас боятся! А мы не боимся! Мы показали…

А что «мы» показали? Да уж показали…

фото

«Российское ТВ и СМИ полны сообщениями о захвате «народными ополченцами» Славянска трех сотрудников СБУ, видео и фото того, как их «допрашивают». Мое когда-то любимое отечество не перестает удивлять. Трое сотрудников силовой структуры государства, находившиеся на задании, выполнявшие приказ, захвачены на территории этого государства некими личностями, захватившими и удерживающими целый город, и провозгласившими себя «народными ополченцами». Весь мир считает этих «ополченцев» террористами или бандитами, или тем и тем вместе, - пишет Михаил Войтенко, моряк. - Пленники сильно избиты, головы обмотаны скотчем (сильно, с чувством обмотаны, причем не совсем понятно, зачем – чтобы причинить лишнюю боль?), с них сняты брюки. Даже если бы все это не было преступлением изначально (захват в заложники представителей органов правопорядка), унижать людей и подвергать их пыткам перед телекамерами ведущих ТВ каналов России – это нарушение всех и всяческих законов и конвенций. Россия уподобилась тем самым радикальным исламистам, с которыми она типа боролась в Чечне и борется в Дагестане. Это они любят снимать на видео, и затем выкладывать в Интернете, пытки и унижения захваченных ими заложников. Но на телеканалах их видео не показывают, как-то не принято, потому что есть пределы, есть какие-то морально-этические нормы. У российского ТВ пределов нет. Журналист «следовательским» голосом «ведет допрос» - допрос людей, которые еле сидят на стульях, страдая от побоев, унижений и кто знает от чего еще. Это до чего же ты, Россия, докатилась?»

Да вот так и докатилась – незаметно. Шаг за шагом.

Героями стали гопники да уголовники. И многие даже не замечают, что это ненормально. Ну и что? Зато Нам крыш! То есть Крым наш…

А в уже нашем Крыму уже наши менты (то бишь полицаи) разгоняют митинг. Пророссийский митинг вроде бы. Против коррупции в том числе. И участники митинга, крымчане, моментально восприняли российскую терминологию: называют полицейского полицаем. Все как в России! Ну, хотели Россию – вот и получите Россию. Может, и не хотели, конечно, но кто ж вас теперь будет спрашивать?

А граждане Украины с Юго-Востока смотрят на это – и мотают себе на ус. Да, в Славянске «ополченцев», «активистов», «сторонников России» встречали вроде даже с энтузиазмом. Но у третьей неделе пребывания в городе «ополченцев» энтузиазм поубавился. После заложников, грабежей (на благо Донецкой республики), трупов со следами пыток и вспоротыми животами, выловленных в реке… Все-таки подобные действия «негосударственных исполнителей», а попросту гопников и криминальных элементов, не всем нравятся.

В Харькове болельщики двух команд («Металлист» и «Донецк») забыв былую вражду, идут по улицам общей колонной «за единую Украину» и под барабан поют песенку (ну или нечто похожее на песенку) про Путина. Песенка из трех слов, из них два – приличные: «Путин» и «ла-ла-ла-ла-ла-ла». Говорят, канал «Россия-24» этот ролик показал «без комментариев», так что отсылаю к любителям телика.

Нет, все-таки Путин – великий объединитель! Примирить враждующих меж собою ультрас – это дано далеко не каждому… А может – и никому. А вот он смог!

фото

А время идет… И чем дальше – тем больше накапливается результатов «грязной работы».

В Славянске даже корреспондентка вполне лояльной к «самооборонцам» «Комсомольской правды» в плену побывала. Вот из-за этого:

«После пресс-кон­фе­рен­ции уговорила провести экскурсию по зданию. Пономарев («народный мэр» Славянска – М.З.) был крайне любезен, пока нам не повстречалась Штепа (мэр Славянска – М.З.) под конвоем автоматчиков – ведут в туалет.  - Я не писала заявления. Они меня арестовали! – кричит, вырываясь.  «Кричит, вырываясь» - набираю эсэмэску редактору. Тут же подлетает «народный мэр», вырывает телефон. Читает SMS.  - Ах ты ж тварь майдановская! – орет в лицо. – Арестовать!  - Вы шутите? – улыбаюсь… И тут же понимаю, что не шутит. У мэра стеклянный взгляд и чуть ли не пена изо рта. Возможно, подобное превращение - результат контузии. Но самое интересное, что «друзья» послушно направили на меня автоматы. Говорят: «Вы арестованы». Через два дня корреспондентку Екатерину Супрычеву отпустили – «Комсомолка» надавила. А может, не только «Комсомолка». Статью поместили в газету… а через некоторое время она с сайта исчезла.

«Комсомолка» сдала своего журналиста, - сделал вывод Олег Козырев. - Ну, ребята, так поступать нельзя. Вашу журналистку взяли в плен террористы (только террористы берут заложников и захватывают прессу), а вы материал об этом стыдливо спрятали с сайта Самое последнее для СМИ - своих собственных коров в горячих точках не защищать». Некоторое время статья Супрычевой была доступна только в кэше Google. После того, как в газету пришло около 1000 запросов, статья снова появилась – с объяснениями, что ничего мы не снимали, у нас были технические проблемы, мы ее в другое место поместили, так что все доступно…

А Путин улетел на остров Валаам. Три дня о нем не было ни слуху ни духу, только самолет правительственной связи кружил над островом. Путин ни с кем не связывался. Там, на Валааме, говорят, его духовник живет. Совещался, наверное. Да, ему есть о чем посовещаться с духовником.

А в Харькове серьезно ранили Геннадия Кернеса (в просторечии – Гепа), мэра. Он совершал традиционную утреннюю пробежку – тут его и подстрелили. Из леса, снайпер (по крайней мере, пуля обнаружена, она из снайперской винтовки). В спину. Стреляли «на поражение», как говорится. В сердце. Но – слегка промахнулись. Тем не менее состояние у харьковского головы после операции «стабильно тяжелое», как выражаются медики. Причем раздробленный позвоночник они еще не трогали, сейчас главное – поддержать сердце. Пока шансы 50 на 50.

Кернес – неоднозначная фигура. Сторонник Януковича, затем сторонник отделения. После бегства Януковича из страны новая власть предъявила Гепе обвинения в сепаратизме, но тут он резко изменил взгляды и стал за единую и неделимую Украину. Оно и понятно: Янык – президент, ему «ничего не будет», он может спрятаться (уже спрятался) в России, а более мелкие сошки могут огрести по полной. Их могут и не принять. Ну ее на фиг, федерализацию на таких условиях. Но, как оказалось, быть за самостийную и незалежную – опасно для жизни.

фото

Страсти все накаляются. Российское телевидение изо всех сил этому способствует. С успехом, в общем-то. Но время идет…