Михаил Войтенко
главный редактор "Морского бюллетеня"

09 апреля 2014, 14:58
 Сколько среди граждан Крыма моряков и рыбаков, точно неизвестно.
Уверенно можно говорить о тысячах, скорее всего их далеко за 10 тысяч.
Они оказались в крайне трудной ситуации. Большинство из них давно уже,
подобно российским, стало составной частью всемирной системы найма и
работы кадров плавсостава (службы занятости моряков называются
«крюинг»). Большинство работает на судах под иностранными флагами
иностранных компаний, и что российский, что украинский моряк, получают
одинаково, в смысле независимо от гражданства. Заработки моряков в
среднем существенно выше средних заработков России и Украины, все
зависит от квалификации и репутации данного специалиста. Для нормальной
работы и жизни среднестатистическому морскому специалисту, особенно
комсоставу, требуется целый пакет документов от 10-ти и более, начиная с
загранпаспорта. При отсутствии любого из них устройство на работу и сама
работа невозможны. Большинство рабочих дипломов и сертификатов должны
подтверждаться раз в 5 лет, специальными службами той страны,
гражданином которой является их обладатель. У России как известно, свой
самобытный путь во всем. Руководствуясь своими высокодуховными
ценностями, столь сильно отличающимися от бездуховности обреченного
Запада, Россия сделала свою уникальную систему продления дипломов. В
мире чистогана и аморальности это занимает от 1 до 7 дней, и стоит от 0
до 150 долларов. В нашем мире торжества добра и веры это стоит более
1000 долларов и занимает более месяца. Янукович с компанией успел перед
переездом в бункер в России насолить украинским морякам, приняв в
декабре новое Положение о дипломировании, существенно приближающее его
по стоимости и идиотизму к российскому.

 Крымские моряки, многие из которых, на момент отшвартовки Крыма от
Украины и перехода его к новому причалу, были в море, ни сном, как
говорится, ни духом не ведали. Ну и вот в результате получили по полной
схеме. Письма:

Здравствуйте, Михаил.
 За ситуацией в своей стране наблюдаю с конца декабря прошлого года,
когда вернулся из рейса. Живя в Севастополе, я не разделяю общего
мнения, что Россия нас поднимет с колен. Весь месяц не покидало
ощущение, что ситуация эта развивается по заранее прописанному сценарию,
едет по рельсам. Сейчас всё так как и пишут на форумах: эйфория в Крыму
и Севастополе уже улетучилась. Настроение нервное и неопределенное.
Ажиотаж возле паспортных столов, люди ругаются и рвут тетради со
списками людей, занявших очередь. Люди ругаются даже на тему оплаты
проезда и продуктов мелочью. Одновременно идет сильная травля людей,
которые выступали за идею единой Украины. Они оставляют свои дома и
переезжают на материк. СМИ об этом конечно не говорят.

 По кому особенно ударило отсоединение Крыма, так это по морякам. От
наших услуг отказались крюинги материковой Украины, в частности Одессы,
и Европы. Если хочешь ходить от Одессы - переезжай в Украину и живи с
украинским паспортом иначе у нас и своих желающих уйти в море хватает.
Российские крюинги не пришли в Крым еще да и к тому же у них своих людей
хватает в Питере и Калининграде. Что будет с документами - неизвестно.
Многие боятся уйти в рейс и оказаться списанными после проверки таможни
в каком-нибудь порту. В итоге - снова нервотрепка и очень вероятная
потеря работы. В общем кому-то можно покричать и разойтись, а кому-то
после этого с работой попрощаться.

 Здравствуйте, Михаил!
 Прочитал Вашу статью "Крымские моряки и их проблемы" и решил написать
Вам свой комментарий к ней, так как речь в ней идёт в том числе и обо
мне. В общем и целом я согласен с коллегой из Севастополя (я живу в
Керчи). Я тоже не желал никаких перемен, ни Майдана, ни движения в
Евросоюз, ни тем более в Россию. Меня устраивало такое положение вещей
как было. Была какая-никакая уверенность в завтрашнем дне, счёт в банке
и работа с достаточной для жизни зарплатой. И в один миг всего не стало
- счёт заблокирован, работа под вопросом. Ещё по несчастной случайности
закончился срок действия всех морских документов, пришлось их
переделывать, с сертификатами успел, а вот дипломы и подтверждения до
сих пор жду, так как пришлось ехать в Херсон, потому что крымские порты
уже не выдают украинских документов.

 Здравствуйте, Михаил.
 Я собрал немного информации по нынешней ситуации. Надеюсь, она поможет.
 Капитания порта Севастополь пока еще ведет прием документов и выдачу
сертификатов украинского образца.
 По слухам опять же в Капитании обещают равные права людям с Укр и рос
документами на время переходного периода. то есть до 2016 с последующей
бесплатной мол заменой. Государственные УТС не ведут подготовку моряков,
так как их расчетные счета в украинских банках заморожены, а новые
российские счета им еще не выданы. Крюинги в ответ на вопрос "Можно ли
уйти в рейс?" отвечают примерно следующее: "Пока отправляем, а дальше
видно будет".
 П.С. Немного начал вникать в российскую систему подготовки и
дипломирования с её ценами и начал задумываться - может ну его это море,
легче такими темпами на берегу заработать. Логично, что все больше людей
думают, сколько надо зарабатывать(или сколько времени нужно безвылазно
работать в море), чтобы жить по российским нормам.

 Главных проблем три:

 Банки – полный бардак;

 Паспорта, дипломы, визы – полный бардак;

 Крюинг – неясность, неизвестность, неуверенность.

 С банками будем надеяться, в ближайшие месяцы все утрясется. А вот с
документами все не так просто. С одной стороны, нужны российские
гражданские паспорта, это уже в открытую требуют новые власти.
Предположим, человек быстро получил паспорт РФ, что однако, не ускорит
получение загранпаспорта, с которым пока нет ясности, ибо судя по форуму
и сообщениям с других сайтов их, эти паспорта, пока можно получить
только за пределами Крыма. Но тут же возникают опасения с визой. То есть
на крымчан накладываются ограничения, вроде необходимости получать
шенгенскую визу только в Киеве. Понятно, что люди попытаются получить
паспорта за пределами Крыма, чтобы избежать ограничений при заграничных
поездках, чтобы как-то скрыть свое крымское происхождение.

 Все сертификаты выписаны согласно украинским документам, то есть
возможно разночтение в написании имен и фамилий. Что делать, никто
толком не знает. Вроде бы наилучший вариант, это сохранение украинских
документов на оставшееся время действия сертификатов? Но это может
привести к проблемам из-за фактического тем самым, сохранения
украинского гражданства. Менять все документы сразу? Но как и где, пока
совершенно неясно.
 Обмен сертификатов будет происходит по российским правилам и ценам.
Где, вопрос? В Новороссийске? Или прикажут ждать открытия
соответствующих учреждений в Крыму?

 Все крюинги, в том числе российский, ждут ясности с документами
крымских моряков, и с их передвижением по миру, Украине, России и Крыму.
В общих чертах, крюинг не знает, что теперь такое крымские моряки,
обычные ли они кадры или источник возможных проблем, не исключено -
серьезных. А ясность зависит от политической ситуации в и вокруг
Украины. Чем скорее стабилизируется обстановка на Украине, чем скорее РФ
и Украина возобновят какие-то пусть холодные, но соседские мирные связи,
тем лучше для крымских моряков. Чем «горячее» на Украине и в отношениях
между РФ и Украиной, тем хуже для крымских моряков. Вот такие у нас Игры
Престолов.

 Даже если и когда все как-то утрясется, и если крымские моряки получат
возможность нормально работать, совершенно не понятно, что именно они
приобретут взамен и в благодарность за перенесенные хлопоты. Зарплата у
них больше не станет, но они получат российские цены на все, от
продуктов до квартплаты, что существенно снизит их фактические доходы.
Всего и счастья, что украинский бардак сменился российским, против
которого уже протест не выразишь и на митинг не выйдешь.

 Обращаюсь к Минтрансу России с просьбой или предложением. Вы можете
сделать что-то типа выездной группы и отправить ее в Крым с тем, чтобы
она разобралась в ситуации и помогла крымским морякам в скорейшем обмене
документов или наоборот, в отсрочке обмена до тех пор, пока все как-то
не утрясется – в общем, помочь им пережить этот трудный период. Больших
расходов это не потребует, можно даже это дело окупить. Минтранс же при
этом сможет заработать лишнее очко перед вышестоящими, а то и перед
Самим. Патриотические «эксперты» на каждом углу кричат о необходимости
предоставления немедленных выгод крымчанам – чтобы они воочию убедились
(а на их примере и жители восточных областей), что Россия это благо, не
гейропа какая, прости господи. Ну вот вам и возможность, не смутная и
дорогостоящая, а ясная и недорогая. Помогите людям!

 Судя по крымскому бардаку, могу уверенно предположить, что военное
вторжение в восточную Украину в настоящее время невозможно. Россия
просто рухнет. Боливар и так еле дышит