Вера Васильева, 17/02/2014

С 1 января 2014 года изменен формуляр жалоб, принимаемых к рассмотрению Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). О требованиях этого формуляра и о подводных камнях, подстерегающих заявителей на пути к европейскому правосудию, в пятницу, 14 февраля, на круглом столе "Страсбургских посиделки" рассказали адвокаты Центра содействия международной защите.

Этот круглый стол регулярно собирается в Независимом пресс-центре в Москве, чтобы обсудить новое в европейских правовых институтах. В этот раз основными докладчиками выступили директор Центра содействия Оксана Преображенская и руководитель проектов данной правозащитной организации, комиссар и член исполнительного комитета Международной комиссии юристов Каринна Москаленко.

Новый формуляр жалобы представлен в формате PDF, в котором он и должен заполняться. И сам формуляр, и инструкция по его заполнению опубликованы на сайте ЕСПЧ, но пока еще могут вызывать вопросы у заявителей и адвокатов. Их постаралась прояснить Оксана Преображенская, поделившаяся с собравшимися разъяснениями, полученными непосредственно у сотрудников ЕСПЧ.

Как подчеркнула директор Центра содействия, к заполнению формуляра нужно подходить предельно внимательно. Достаточно пропустить один из пунктов – скажем, пол заявителя, и формуляр сочтут не заполненным надлежащим образом, зарегистрирована данная жалоба не будет.

"Новый формуляр был разработан таким образом, чтобы юрист ЕСПЧ мог наложить на него трафарет и увидеть, что входит в рамки этого трафарета, а что нет. Для того, чтобы Суду было легче работать", – сказала Оксана Преображенская.



Первое, на что она обратила внимание – отмена предварительных жалоб. При этом по-прежнему очень важно соблюсти правила о шестимесячном сроке подачи жалобы и необходимости исчерпания внутренних средств правовой защиты.

Иными словами, в случае, когда имели место нарушения, например, ст. 3 ("запрет пыток"), ст. 5 ("право на свободу и личную неприкосновенность") Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и заявитель прошел весь путь по их обжалованию внутри страны, он "не должен ждать разрешения своего уголовного дела по существу", пояснила Каринна Москаленко. Если потом "наступает необходимость подачи жалобы по ст. 6 ("право на справедливое правосудие"), то вы пишете не дополнения к ранее поданной жалобе, а новую жалобу".

Если жалоба подается двумя и более заявителями, то сведения о каждом из них предоставляются на отдельном формуляре, также сообщила Оксана Преображенская.

Бывают и такие ситуации, когда представитель заявителя – не адвокат, а юрист. Все эти аспекты тоже необходимо должным образом отражать в формуляре.

Кроме того, регламентируются объем текста, отведенный на изложение фактов, размер и кегль шрифта, поля и другие параметры, а также требуется "живая" подпись заявителя.

Это, очевидно, способно серьезно усложнить жизнь наших сограждан, для которых Европейский суд – зачастую последняя надежда добиться справедливости, а порой и спасти жизнь. Но Каринна Москаленко не склонна впадать в пессимизм.

"Делая все для удовлетворения высоких запросов юристов ЕСПЧ, мы удовлетворяем запросы нашего клиента, потому что он хочет максимально "попасть в трафарет", – считает она.

Одновременно нелишним будет напомнить и то, что, жалобы, поступающие в Страсбург, совсем не сразу попадают в руки к судьям. Как известно, в ЕСПЧ работают юристы-стажеры (в том числе из России), которые разбирают жалобы и помогают выявлять среди них заведомо неприемлемые. Права принимать самостоятельные решения они не имеют, но готовят "предварительные мнения". На их основе судьи впоследствии выносят решения о приемлемости жалоб. Ранее некоторые российские правозащитники высказывали обеспокоенность в связи с возможной заинтересованностью таких юристов.