С конца прошлого года подмосковные маршруты ГУП "Мосгортранс" оказались вне закона. Всего за несколько месяцев перевозчику было выписано штрафов почти на 40 млн рублей за то, что его маршруты якобы не были согласованы с областным министерством транспорта. Подсчитав убытки, ГУП "Мосгортранс" решил с 1 марта вовсе отменить все свои маршруты в область. В случае, если областные власти не отзовут предписания, автобусы главного столичного перевозчика будут курсировать только до границ с Подмосковьем. Это более 70 маршрутов, перевозящие 265 тыс. пассажиров в сутки. Если московским и областным властям не удастся договориться, всем этим людям придется искать альтернативные способы, чтобы добраться до дома.


"С конца октября 2013 года власти Подмосковья стали штрафовать ГУП "Мосгортранс", утверждая, что наши маршруты не согласованы и перевозки нелегальны. Для того, чтобы стать легальными, на каждый маршрут необходимо иметь так называемую маршрутную карту, однако никаких разъяснений по получению документа "Мосгортранс" от области до сих пор не получил, хотя мы неоднократно обращались по этому вопросу в областное правительство", — отметила руководитель пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Мария Рыбкина.


По ее словам, предъявляя претензии, подмосковные власти ссылаются на закон Московской области №268, принятый еще в 2005 году. К слову, с тех пор документ не менялся.


"Единственный случай произошел в 2009 году, когда ГУП "Мосгортранс" получил претензию от области и был оштрафован за нелегальные перевозки. Мы обратились к подмосковным властям и получили разъяснения от господина Блудяна, который на тот момент был заместителем министра транспорта Московской области. У нас есть его официальное письмо, подтверждающее, что свою деятельность ГУП "Мосгортранс" осуществляет на территории области законно, выданное предписание неправомерно, и мы можем продолжать осуществлять перевозки", — подчеркнула собеседница агентства.


Так и было до октября 2013 года. На сегодняшний день общий размер штрафов, выписанных как на самого перевозчика, так и на водителей и должностных лиц, составил 40 млн рублей. Пока ГУП "Мосгортранс" остается только строить догадки о том, почему областные власти вдруг так забеспокоились о соблюдении формальностей. Ведь, по сути, речь идет о вполне легальном, проверенном перевозчике, который никакой угрозы безопасности пассажиров не представляет.


"Кроме комментариев в СМИ никаких официальных заявлений от министерства транспорта области мы не получали. Нас как штрафовали, так и продолжают штрафовать. Но мы продолжаем ездить. Мы обещали, что до 1 марта мы будем осуществлять перевозки. Мы не можем подвести такое количество людей. Представляете, вы выходите утром, подходите к остановке, а вашего автобуса нет. Поэтому мы заранее предупреждаем, что такое возможно в случае, если Московская область не перестанет нас штрафовать и не отзовет те штрафы, которые уже выписаны на данный момент. Если ничего не изменится, с 1 марта маршруты будут изменены — они будут идти по территории Москвы, но на территорию области заходить не будут", — заявила Рыбкина.


Всего в область ходит 74 маршрута. Большинство из них существуют больше 50 лет. Ежедневно ГУП "Мосгортранс" перевозит в область более 265 тыс. пассажиров. Вот по ним-то и ударит отмена автобусных маршрутов, если московским и подмосковным властям не удастся договориться.


В свою очередь областные перевозчики не верят, что ГУП "Мосгортранс", действительно, решится на столь опрометчивый шаг, ведь маршруты в область довольно популярны и прибыльны.


"Что касается штрафов, точно также как ГУП "Мосгортранс" от подмосковных контролирующих органов, мы страдаем от московских, платим штрафы, нам точно также московский транспортный регулятор не согласовывает маршруты, тем не менее, мы ни от чего не отказываемся", — заявил пресс-секретарь ГУП "Мострансавто" Дмитрий Сазонов.


Проблемы с согласованием Сазонов объяснил следующим образом. "Если маршрут идет из Подмосковья в Москву, он регистрируется в Минтрансе Московской области, а согласовывается в столичном департаменте транспорта. Если по просьбе пассажиров мы вводим новую остановку, нам это необходимо согласовать в департаменте транспорта. Как правило, это растянутая процедура, которая занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Фактически, все это время, пока рассматривается вопрос внесения изменений в паспорт маршрута, мы эту остановку делаем нелегально", — заметил представитель ГУП "Мострансавто". Такая же процедура действует и в отношении столичных перевозчиков.


Вообще, по его словам, согласовывать приходится много и часто, даже когда речь идет о старых маршрутах, курсирующих между столицей и областью с незапамятных времен. "Существует паспорт маршрута, и если перевозчик решил внести в него какое-то изменение, его нужно обновлять. Согласование нужно получить даже в том случае, если автобус ездил по проектируемому проезду, а теперь у него появилось название", — подчеркнул он.


И "Мострансавто" приходится сталкиваться с подобными бюрократическими процедурами не реже, чем "Мосгортрансу". "Но ГУП "Мосгортранс" — московский перевозчик. У него никогда не было опыта согласования маршрутов с другими субъектами, видимо, именно поэтому и возникли трудности", — полагает собеседник агентства.


При этом Сазонов считает, что это не повод отказываться от маршрутов. Однако, если так случится, областной перевозчик обещает взять их на себя, утверждая, что и машин, и водителей хватит. "Если ГУП "Мосгортранс" хочет отдать более 70 маршрутов, мы их заберем, хотя бы из чувства социальной ответственности. Мы жителей Подмосковья не бросим. У нас даже перерыва не будет в обслуживании: они закончат — мы начнем", — подчеркнул он.


Собеседник агентства заявил, что потенциал у областного перевозчика огромный. "Более 700 автобусов сейчас обслуживают Олимпиаду в Сочи, а между тем, мы здесь обходимся 4 тыс. автобусов на Москву и Подмосковье. Всего же у нас 6,2 тыс. автобусов. Машины есть, водители есть и для нас не проблема встать на эти маршруты", — подчеркнул он.


Однако тем, кто регулярно пользуется так называемыми "межсубъектовыми" маршрутами, в подобное сложно поверить, ведь даже сейчас, когда наряду с областным действует еще и столичный перевозчик, автобусы уже с конечной, как правило, идут битком, особенно в часы пик. Может, ГУП "Мострансавто" вместо того, чтобы конкурировать со столичным собратом, следовало бы просто добавить новых маршрутов?


"Ситуация совершенно дикая, и, поскольку она угрожает благополучию массы людей, которым не на чем будет ездить, она просто вопиющая. В конце концов над ГУП "Мосгортранс" есть мэр Москвы Сергей Собянин, для которого, думаю, не проблема переговорить по этому вопросу с губернатором Московской области Андреем Воробьевым и закрыть эту тему так или иначе. Может быть, какие-то процедуры по легализации маршрутов, действительно, нужно сделать, если закон этого требует. Но это нужно сделать быстро, не создавая проблем для людей, которые годами ездили, а теперь, оказывается, ездить не смогут", — отметил председатель Союза потребителей России Петр Щелищ.


"Может быть, области стало жалко, что деньги за перевозки получают не они, а Москва? Может, они хотят ввести там свои маршруты? Но даже если так, не стоит устраивать "пограничных пунктов". Мне трудно поверить, что вполне разумные и ответственные люди могут довести до такого, даже если область считает, что ее интересы как-то ущемляются. В любом случае, это предмет переговоров между руководителями, а не штрафов и угроз о закрытии маршрутов", — заключил он.


Анна Семенец