Ничто так не возмущает русского обывателя, как неоспоримые свидетельства его рабской покорности — и на востоке Украины, и на постсоветском пространстве в целом. События в Киеве высветили эту фундаментальную проблему нашего народа ослепительно ярко. Не замечать ее более невозможно, и это приводит обывателя в бешенство, бьет по самооценке, выталкивает из зоны комфорта.


Поляризация френдленты в оценках Майдана достигла эпических масштабов. Причем люди делятся не на сторонников и противников украинского протеста. Они делятся на тех, кто верит в возможность и необходимость "добиваться освобожденья своею собственной рукой" — и тех, кто не верит.


Последние, как правило, верят в заговоры. Это удобно, поскольку не подразумевает активности. И чем глобальнее тайная закулиса, дирижирующая событиями на улице Грушевского, тем больше оснований сидеть на диване.


Это гораздо более фундаментальное явление, чем оценка текущих событий. Это жизненная позиция, феномен культуры и идентичности. "В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы. Не ходите дети в Африку гулять". Рано или поздно нам, русским, придется заняться обустройством собственной страны, которая — это очевидно — становится все менее пригодной для жизни. Но как мы это будем делать, если архетип национального поведения – это Сергей Юрьевич Беляков, "который очень любит разговаривать с телевизором"?