Речь идет о проблеме Крыма, точнее, о меморандуме о строительстве глубоководного мега-порта в Крыму, который был подписан между украинской компанией «Киевгидроинвест» и китайской компанией BICIM во время визита Виктора Януковича в Пекин для участия в украинско-китайском бизнес-форум.

Десять дней назад "Свободная пресса" уже сообщала об этом мега-проекте. Официальный Киев комментировать данный проект отказался. Однако блоггер marv провел скрупулезное исследование и ему удалось побеседовать с генеральным директором «Киевгидроинвеста» Алексеем Мазюком, который внес некоторую ясность в проблему. Также блоггер и опросил нескольких ведущих специалистов. И вот что выяснилось.

Неподалеку от бальнеологического курорта Саки китайские инвесторы намерены выстроить гигантский порт. Акватория глубиной до 25 метров будет вырыта прямо по суше, вклинившись далеко в крымскую степь. Искусственная гавань рассчитана на прием океанских судов с максимальной осадкой. Кроме того, для прохода кораблей необходимо строительство морского канала протяженностью 9 км. На берегу появится цепь грузовых терминалов и главный объект - зернохранилище на 20 млн. тонн. Работы начнутся уже в 2014 году. Первую очередь проекта стоимостью в $3 млрд. планируют завершить через 4-5 лет.

По официальной версии, порт будет специализироваться не только на зерне - якобы, через него пойдет продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Но таких заводов нет, и они вряд ли появятся. Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую базу. Точнее говоря, в собственную продовольственную колонию.

Вот точка зрения известного крымского политолога Сергея Киселева:

"Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тыс. гектар земли для производства пшеницы и кукурузы. «Арендаторы» уже объявили, что с этой площади планируют собирать 8 млн. тонн".



На самом же деле даже в самые благоприятные годы во всём Крыму собирали едва больше 2 млн. тонн. Новые урожаи станут возможны не только потому, что китайцы обещали применять капельное орошение. Прежде всего, они будут вносить в почву чудовищные дозы минеральных удобрений, как делают на всех арендованных землях. В конечном счёте, это приведёт к полному истощению почвы, изменению химизма среды, загрязнению подземных вод и т.д. Таким образом, новый зерновой порт практически убьет все крымские курорты.

Такой точки зрения придерживается заместитель директора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов:

"Для сравнения - на бывшей советской базе ВМФ «Донузлав» прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который «вытягивается» из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".

Кстати, недавно украинские власти объявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией «Украинскую Анталию». Олег Родивилов считает это полной утопией:

«Думаю, что эту идею можно перечеркнуть. Я уже не говорю о воздухе - при перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток - от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком».

Резко против строительства китайцами большого порта и зернохранилищ выступили крымские ученые-экологи. Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к окончательному размыву и исчезновению песчаных пляжей Каламитского залива и всего Западного Крыма. Здешние берега уже гибнут из-за добычи песка на озере Донузлав.

С открытым обращением к премьер-министру АРК Анатолию Могилеву выступили руководитель ассоциации «Экология и Мир», профессор Виктор Тарасенко и ряд его коллег:

«Ни инвестор, ни разработчик проекта не имеют опыта возведения крупных портовых объектов. Об отсутствии такого опыта свидетельствует выбор территории под строительство уникального по своим масштабам портового комплекса».



Опасения экологов косвенным образом подтвердил сам премьер Могилев на декабрьском заседании Совмина автономии:

«Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому».

Инвестор строительства канала между Атлантикой и Тихим океаном - китайский телекоммуникационный магнат Ван Цзин. Опыта возведения портовых объектов г-н Цзин, действительно, не имеет. А «Панамский канал-2» пройдет через уникальное озеро Никарагуа - и мировая экологическая общественность убеждена в скорой гибели крупнейшего пресного водоема Латинской Америки.

Но этим планы Януковича не ограничиваются. Как стало известно, Виктор Янукович планирует отдать китайцам Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя. Вот как оценивает это решение политолог Андрей Никифоров:

"Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымские порты из Китая, нужно не только проделать трансконтинентальный морской путь, но и протащить через «игольное ушко» Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу. Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер".

В обмен на продовольствие Китайская национальная корпорация по зарубежному сотрудничеству обещает восстановить системы искусственной мелиорации на пахотных землях. Эти поля формально останутся госсобственностью, но будут использованы под выращивание кукурузы и пшеницы для нужд китайского народа.

Крымский вице-премьер Темиргалиев убеждает - мол, «китайские партнеры согласились с двумя нашими принципиальными условиями - земля в собственности государства Украина и местная рабочая сила». Крымчанам сулят новые рабочие места. Но кто реально займет эти места? На самом деле, даже при нынешних минимальных объемах аграрного производства работать на селе сегодня некому. Таврическим хлеборобам хватает сил засеять пшеничные поля. А на уборочную в порту Евпатории разгружаются турки - со своими комбайнами и комбайнерами.

Высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна. Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях. Это десятая часть всех украинских угодий.

Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до бесконечности. Так, соглашение на первые 100 тысяч гектар Днепропетровщины подписал Синьцзянский производственно-строительный корпус. Специально оговорено, что на арендованных участках будут трудиться китайские бригады. Общая численность работников корпуса составляет больше 2.5 млн. человек, а сформирован он Народно-освободительной армией Китая. Получив землю, китайцы сами ее заселят и обработают. Номинальная «собственность государства Украина» ни в коем случае не помешает посланцам Поднебесной навсегда сделать эту южную степь своей второй родиной. И у кого хватит сил отправить их домой?

Похоже, те же самые «спецы по капельному орошению» собрались освоить Крым и зерновой мега-порт - только начало...

Наверное, потому украинские власти отказались комментировать этот проект. На президентском портале о меморандуме нет никакой информации. Но очевидно, что Янукович подписал всем курортам западного Крыма смертный приговор.