Наверное уже никого не удивить теми скандалами, которые не переставая сотрясают отечественную психиатрию. Даже  история 2010 года, как в Омске двое подростков рисковали лишиться органов, угодив в психбольницу просто проходя медосмотр в рамках призывных мероприятий и то не выглядела чем-то запредельным http://www.newsru.com/russia/18jun2010/omsk.html

            И все же остается еще тема, которая не устает волновать. Дети. И не просто дети, самые беззащитные и одновременно самые проблемные дети из детских домов.

            Их положений нередко мало отличается от крепостного, а то и от рабского, и слова «спасите нас от вас!» из самой глубины отчаявшейся детской души все-таки способны растопить лед даже  в самых отяжелевших от проблем типа « как заработать больше денег и погасить кредит за машину» сердцах.

            Каково идеальное (условно, конечно) положение дел, предназначенное для такого несчастливого ребенка, от которого родители отказались сами, или лишены своих прав, или не имеющие их по иным причинам? Идеально- страна берет их под свое общее заботливое крыло, учит их за свой счет, кормит- поит- одевает, организует их досуг, воспитание, культурное просвещение и т.п…. даже писать это серьезно не получается. Фальшь поднимается от  кончиков пальцев, стучащих это по клавиатуре.

            После детского дома такие дети имеют право получить от государства бесплатное социальное жилье, ведь жить им, как правило, негде. Плюс для них существуют льготные условия поступления в учебные заведения, да и в детском доме им часто стараются дать какую-то профессию, которая позволила бы зарабатывать на жизнь . То есть замысел сам по себе не так уж плох: не райская жизнь, но достойное существование вроде бы мы им обеспечиваем, да?

             … Меньше всего в такой жизни оказывается место именно достоинству. Реально детские дома становятся жесточайшей школой выживания, где детство кончается, не успев начаться. Сам по себе коллектив детей, нередко существующий по волчьим законам тюремного мира (откуда они там берутся?)- это дикая, агрессивная и ежеминутно угрожающая здоровью и психике среда, где запросто раздавят волю, подчинят, сравняют  гордость и достоинство с землей. Добиться  авторитета можно железной волей, лютой злобой, отрицаловкой, борьбой любых инициатив учителей и воспитателей. А вот интересом к письму Татьяны Лариной  или причинам двоевластия в России в 1917 году авторитета завоевать  невозможно. И поэтому детьми тех, кто там находится, назвать можно не всегда, именно по психическому состоянию. А это рождает и проблему для руководства, и способ эту проблему решить.  С одной стороны, такие дети крайне малоуправляемы обычными педагогическими методами, живут они часто в состоянии затяжного конфликта с жизнью. С другой- их состояние таково, что они как правило просто –таки напрашиваются на психиатрический диагноз. А психиатрическое «лечение» как раз может сделать любого самого матерого покладистым, по крайней мере- на время. Не надо этого делать разве что с теми, кто покладистым стал уже и так- от дикого подавления среды, не выдержав постоянного противоборства со сверстниками и педагогами- воспитателями.

            И оказалось, этот путь для руководства наших детских домов- не секрет. Настолько не секрет, что скорее походит на конвейер. И следы этого психиатрического конвейера, в результате которого детей за непослушание и плохую успеваемость делают инвалидами по психиатрическим диагнозам уже проступают во многих местах: Тульская область, Подмосковье, Коми, Пермская и Астраханская область, Хабаровский край… и ведь это только то, что стало известно после некоторого поверхностного интереса в вопросу. Волгоградаская область, Челябинская область, Удмуртия, Хакассия … Такое ощущение, что это реально- везде.

            Получается с ними уж совсем как-то неудобно: жизнь обделила родительской заботой и теплом, и вместо хоть каких-то суррогатов этого тепла надо бороться за себя. Но если будешь бороться, вместо победы тебя может ждать койка в психбольнице и диагноз. Который, чтоб вы знали, на всю жизнь. У психических расстройств есть эта милая особенность: подавляющее их большинство считаются неизлечимыми. Поэтому психиатрическая путевка- билет в один конец, и конец очень безрадостный.

            Как рассказывают сами дети, на учет психиатра их порою ставят и заранее, готовят почву, так сказать. Ведь это для директора детского дома потом первая угроза: не слушаешься? А то, что ты на учете у психиатра- забыл!? А я тебе напомню. Ребенок, даже будучи на психиатрическом учете, уже кандидат в отверженные,  самого по себе диагноза, с которым поставили на учет, уже может хватить, чтобы познать чуть ли не наиболее горькую участь в жизни.  А уже если таки отправят в психбольницу и накормят от души нейролептиками, это может безвозвратно изменить психику и физическое здоровье- после галоперидола, например, может выйти из строя эндокринная система, а уж про нервную и говорить не приходится. Не важно, каким ты был здоровым до госпитализации- после нее ты уже не будешь прежним. Попасть в психушку второй раз еще проще, так что это может стать порочным кругом.

            После этого логичным продолжением детского дома становится психоневрологический интернат. Вместо отдельной квартиры- койка и положение крепостного, который даже покинуть это милое «социальное общежитие» по своей воле- и то не может. Оттуда в психбольницы попадать также просто, и даже еще проще, ведь интернат-то психоневрологический. То есть и так уже вроде все ясно, так что если его жители выходят из под контроля, укротить их- пара пустяков.

            Бонусами интернатовской жизни может оказаться, к примеру, стерилизация, как это было в Подмосковных и Пермских интернатах. Это в чистом виде идеи нацистской Германии 30-х годов: именно там психиатры когда-то поняли, что право иметь потомство имеют не все, а только избранные представители чистой расы. То, что началось со стерилизаций неблагополучных людей, закончилось, как известно, эвтаназией, гуманным убийством «жизни, не заслуживающей жизни». Освенцим, Дахау… Чем-то у нас кончится?

            Но ведь это наши дети, наши будущее? Как с этим  со всем быть?

            Что происходит- вобщем, ясно. Самые сильные и яркие личности, из которых могли бы вырасти в будущем решительные люди, цвет нации, доставляют педагогам и воспитателям наиболее сильные проблемы, и поэтому они- первые кандидаты в психбольные  пожизненные инвалиды.

            Но как это остановить? Проблема состоит, в частности, в том, что опекунами таких детей являются сами детские дома. То есть нередко опекуны как раз заинтересованы, чтобы все у них было тихо- спокойно, хоть и ценой психиатрической инвалидизации подопечных. И кто будет охранять охранников?

            Что ж, не нашей стране жаловаться на малое число государственных служащих. Прокуратура, уполномоченные по правам человека, органы опеки и попечительства есть в каждом регионе. В некоторых и того больше, есть уполномоченные по правам ребенка.

            Можно только двумя руками приветствовать инициативу по изменению закона таким образом, чтобы даже при согласии самих детских домов и подобных им мест, ребенок мог попасть в психбольницу только через суд.

            Кроме этого, чтобы остановить этот безумный конвейер, который методично разрушает наше будущее, нужно 1) выявить все случаи госпитализации детей из детских домов, подобные уже найденным в Тульской области, Хабаровском крае, Коми, Перми и т.д. и тщательно их расследовать. 2) органам опеки думается, надо брать под свой контроль каждый случай постановки на психиатрический учет воспитанников детских домов, это должно стать обязательным правилом. Каждый ребенок должен иметь право на независимую оценку его психического здоровья- на предмет того, есть ли у него какая-то реальная патология психики, или это просто обычный детдомовец, живущий по тем правилам, которые только и дают шанс выжить. 3) По каждому выявленному случаю уже случившего злоупотребления необходимо, чтобы прокуратура или уполномоченный по правам человека (ребенка), органы опеки, добивались, во-первых, отмены ужасного диагноза, и компенсации перенесенного морального вреда из-за лишения свободы и приписывания к числу психбольных, во- вторых.

            О каждом случае применения чего-то подобного писанному в этом материале можно сообщить по бесплатному телефону горячей линии Гражданской комиссии по правам человека 8(800)3332247. Органы опеки и уполномоченных по правам человека мы просим помочь в том, чтобы разместить данный номер в каждом детском заведении. Возможно- вместе со своим номером для этих же целей…