По новым правилам, которые вступают в силу в 2014 году, люди, желающие воспользоваться социальными услугами, могут остаться с пустым кошельком и оказаться перед угрозой прямого вмешательства в свою семейную жизнь.
С этого года регионы начнут подготовку к исполнению нового закона о социальном обслуживании населения в РФ. Закон был принят Госдумой под самый занавес осенней сессии и вступит в силу только с 1 января 2015 года. Но до этого времени в стране должны быть разработаны стандарты соцуслуг, а в каждом субъекте РФ появиться их конкретный перечень. При обсуждении в Госдуме против закона выступила оппозиция. Ее представители предупредили об "очередной монетизации", которой, по их словам, вслед за льготами теперь подвергнутся и соцуслуги.
Инициатором же нового закона ранее выступил Минтруд. Чиновники из этого министерства решили "осовременить" нынешнюю систему соцобслуживания, которая до сих пор живет по законам, принятым еще в 1995 году.
На первый взгляд, новые правила и впрямь выглядят революционно. Например, в законе четко прописано, что соцуслуги будут теперь по большей части адресными, а помогать нуждающимся в помощи решено по индивидуальной программе. К самой же в систему соцобслуживания наряду с традиционными госструктурами вовлекут также НКО и индивидуальных предпринимателей.
Главная задача реформы — сделать соцуслуги в России качественными и доступными, говорят в Минтруде. Но платить за "сервис" федеральный центр учтиво отказался. Так что финансовые заботы о состоянии системы соцобслуживания лягут на плечи регионов, а также самих нуждающихся в помощи. Правда, где будут брать деньги в регионах, чей госдолг уже приблизился к отметке в 1,5 трлн рублей, никто не объяснил.
Между тем, бюджетные субсидии пообещали давать НКО и предпринимателям, их также допустят к тендерам по закупкам для государственных и муниципальных нужд.
При этом превращая сферу соцобеспечения в России в большой рынок, государство сократило до минимума список тех, кому такие услуги будут полагаться бесплатно. Это дети, а также жертвы чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных конфликтов. Остальные будут платить даже в том случае, если их доход окажется на рубль больше 1,5 регионального прожиточного минимума.
Для сравнения — прожиточный минимум составляет, к примеру, в Москве для трудоспособных граждан 12 тыс. 632 руб., а в Волгоградской области — 7 тыс. 544 руб.
При таком раскладе обычная московская семья с общим доходом в 50 тыс. рублей в категорию малоимущих уже не попадает, а значит — каждый раз будет оказываться перед выбором — починить, например, стиральную машину или оплатить сиделку проживающим с нею престарелым родителям.
Сама же оплата за услуги не должна "превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте РФ предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату", говорится в законе.
В то время как для граждан с низкими зарплатами соцуслуги превратятся в недоступную роскошь, воспользоваться помощью за госсчет смогут беженцы, легальные мигранты, бомжи, а также семьи, где есть алкоголики, наркоманы или игроманы — при условии, что они без работы или их доходы окажутся ниже минимальной планки.
При этом тревогу у правозащитников вызывает норма закона, которая предусматривает возможность профилактики социально уязвимых ситуаций, а также социального сопровождения семей.
По их мнению, эта часть закона так или иначе вводит в России "ювенальные технологии", позволяющие органам опеки забирать детей из так называемых неблагополучных семей.
Заприметив потенциально неблагополучную семью, соцработники получат право выяснять, как она живет, чем кормит детей и правильно ли о них заботится. А это уже попахивает прямым вмешательством в дела семьи без ее согласия, говорят правозащитники. При этом такой семье могут попытаться навязать помощь, не относящуюся к соцуслугам. Речь идет о медицинской, педагогической, психологической и другой помощи, именуемой в законе "социальным сопровождением".
В ответ на акции протеста по поводу этой нормы в Госдуме заявили, что сопровождение не может осуществляться без согласия семьи. Между тем, о ее добровольном характере и праве на отказ от нее в самом законе не говорится ни слова.