Или – «…у вас там, в Москве, свои законы, а у нас, тут, - свои…»

Сегодня, 03 января 2014 года,  решили  мы (Леонид Викторович Агафонов и Борис Еремеевич Пантелеев) в соответствие с нашим Регламентом ОНК Санкт-Петербурга и 76 федеральным законом посетить учреждение ИК-7  (в просторечии – Яблоневка)[1].

Все сделали так как велит нам 76-й ФЗ: написали уведомление, зарегистрировали его в УФСИН России по СПб и ЛО, в составе не менее двух членов ОНК приехали к КПП данного учреждения, сдали при входе мобильные телефоны.

На КПП, к нам вышли двое сотрудников – заместитель начальника по БиОР ИК-7 (Денис Владимирович Л.) и ДПНК (Константин Николаевич К.). Сотрудники были предельно вежливы, но решительно заявили, что посетить колонию мы не сможем, так как у нас нет соответствующего допуска – отдельного, дополнительного, разрешения начальника УФСИН России по СПб и ЛО на посещение учреждения.

Речь шла о приказе начальника УФСИН России по СПб и ЛО, в соответствие с которым (далее цитирую близко к смыслу со слов сотрудников) посещение в то или иное учреждение УФСИН России по СПб и ЛО, во время так называемого усиления (в праздничные дни) запрещено. На мой вопрос, существует ли в данном приказе упоминание о членах ОНК, мне ответили, что о членах ОНК там ничего не говорится.

Наши попытки достучаться до логики, в частности, напоминание, что данный приказ грубо противоречит федеральному законодательству, что, в конце концов, раз про членов ОНК в приказе нет специального упоминания, то руководствоваться сотрудникам УИС следует федеральным законом, другие приводимые нами аргументы, ничего не дали.

Попытались мы созвониться и с начальником УФСИН России СПб и ЛО (Игорь Васильевич П.) - безрезультатно. Созвонившись с помощником начальника УФСИН СПб и ЛО по правам человека (Елена Валерьевна К.) услышали все тот же клишированный набор – не положено, приказ, усиление и так далее.

Все это очень странно…

С одной стороны, федеральный закон ни словом, ни полсловом, не ограничивает, в этой части, членов ОНК при посещениях. Более того, в п. 2 ст. 1 этого закона четко сказано – «Настоящий Федеральный закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление общественного контроля в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.». То есть, закон прямо говорит о том, что никакие иные нормативно-правовые акты не умаляют наших прав.

Также, п. 1.1 ст. 15 76 ФЗ РФ гласит, что посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля реализуется «…в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами». Вот строго о законах речь ведется. Ну нет там ни одного слова о том, что наша деятельность может регулироваться подзаконными актами.

Самое же главное в том, что уже есть решение Чкаловского районного суда Свердловской области, которое гласит, что действия и.о. начальника ФКУ ИК-52 подполковника внутренней службы Жирохова С.Д., выразившиеся в недопуске членов ОНК на территорию исправительного учреждения, были признаны незаконными. Ну, всего лишь премии лишили сотрудника. Так это пока только в Свердловской области, и пока только премии…

Впоследствие мы пытались составить акт о нашем недопуске на территорию учреждения. И зам по БиОР и ДПНК учреждения наотрез отказались этот акт подписывать. Тогда мы попросили принести нам книгу учета посещений членами ОНК учреждений УИС, чтобы отразить хотя бы там отказ в допуске членов ОНК в учреждение. После долгого ожидания и неоднократных напоминаний нам сообщили, что книги нет в помещении ДПНК. Что, скорее всего, она находится в кабинете начальника колонии, куда доступа у ДПНК нет.

Странно это все.

То какой-то чиновник от Минюста, в грубом нарушении федерального закона (который четко говорит о том, что члены ОНК действуют на своей территории на основании МАНДАТА) вносит в какую-то свою инструкцию слова о том, что члены ОНК при посещении обязаны предъявлять не только мандат, но ещё и паспорт. То главный врач ФСИН своим приказом запрещает принимать в продуктовых передачах зеленый чай россыпью. Об этом административном восторге давно уже написал классик. Но, все же, в 21 веке живем.

Почему я вынес в заголовок цитату одного регионального надзирателя? Увы, именно в связи с таким вот пониманием существующего законодательства, именно в связи с чрезмерно вольным толкованием законов некоторыми сотрудниками УИС, именно поэтому, в числе прочего, реформа УИС топчется на месте.

Нам остается только запросить текст этого приказа, который, в случае подтверждения слов сотрудников ИК-7, грубо противоречит 76 ФЗ РФ и обжаловать его в судебном порядке. Если только мы не сможем найти компромиссное решение к которому готовы всегда. Другой вопрос - готовы ли к нему с противоположной стороны?!...