ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Европейский суд по правам человека 14 июня опубликовал решение по жалобам российских НКО, включенных в реестр иностранных агентов. Среди них жалобы Центра защиты прав СМИ**. Суд решил, что Россия нарушила положения Европейской Конвенции о защите прав человека, признав Центр, ФЗГ* и другие организации НКО-иноагентами.

 

ЕСПЧ вынес единое решение по жалобам от 73 заявителей (объединены в деле «Экозащита и другие против РФ»). Суд признал, что Россия нарушила статью 11 Европейской конвенции о защите прав человека, признав Центр защиты прав СМИ** и другие организации НКО-иноагентами.

 

По словам директора Центра защиты прав СМИ** Галины Араповой**, российские правозащитные НКО ждали это решение с марта 2018, когда полностью закончилась стадия обмена правовыми позициями и дело осталось только за вынесением решения Европейским судом. Тем временем давление властей на гражданское общество нарастало, стали включать в реестр иноагентов уже и независимые медиа, и журналистов, а также юристов, учителей, художников, экспертов-политологов и так далее.

 

«Можно ли было избежать кризиса, если бы ЕСПЧ вынес решение раньше года на два-три? Трудно сказать. И раньше мы понимали, что была высокая вероятность того, что власти не захотят исполнять это знаковое решение, воспользуются процедурой получения соответствующего карт-бланша от Конституционного суда, и будут игнорировать конкретное решение Европейского суда, как это уже было несколько раз, - считает Галина Арапова**. - Сейчас вынесение решения по жалобам практически всех ключевых правозащитных организаций России о признании их иноагентами за последние 10 лет вызывает у многих разочарование, мол, слишком поздно. Кто-то может сказать, какой в нем смысл, если Россия уже не в составе Совета Европы и даже успела на прошлой неделе принять закон о том, что решения ЕСПЧ, принятые после 15 марта этого года, исполнять не будет. Однако даже в этих условиях это решение крайне важно. Оно расставляет точки над i, дает грамотную и авторитетную правовую оценку этим дискриминационным практикам вешать ярлыки на собственных граждан и общественно полезные НКО. Даже если это не поможет кому-то из нас в России, то поможет коллегам в других странах, где власти пытаются последовать этому разрушительному примеру и принять законодательство об иноагентах (например, как было в Венгрии)».

 

По мнению директора Центра, даже не исполненное решение международного суда имеет серьезный вес и правовые последствия на международном уровне.

 

«Пусть прямо сейчас Россия не будет его исполнять, но у справедливости нет срока давности и вынесенное наконец решение особо ценно найденным балансом и важными сформулированными принципами. Все это еще пригодится, чтобы защищать журналистов и медиа, признанных иноагентами за последний год. И даже понимая, что пока решения ЕСПЧ мы будем складывать в стол (как цензурированную поэзию), придёт время, когда все эти решения будут исполнены государством. Иначе быть не может. А сейчас нужно всем извлечь из этого урок о своевременности значимых действий и защите своих прав несмотря ни на что, даже если иногда это кажется неэффективным», - сказала Галина Арапова**.

 

Одним из первых в перечень иноагентов был внесен Фонд защиты гласности*. Желтую звезду этого решения мы носим по сей день.

 

Юридическую защиту интересов ФЗГ* взял на себя Центр защиты прав СМИ**, который, в свою очередь, после решений всех российских судов обратился в ЕСПЧ.

 

Напомним, что поправки об «НКО-иноагентах» начали действовать в России в 2012 году. В реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, стали включать НКО, которые, по мнению Минюста, занимаются политической деятельностью и имеют иностранное финансирование.

 

Центр защиты прав СМИ** был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. Политической деятельностью признали комментарии и публичные выступления директора Центра Галины Араповой** в СМИ, а также анализы практики и информационного законодательства.

 

В защиту Центра выступили сотни журналистов со всей России. Петицию с требованием отменить решение подписали больше трех тысяч человек. Но, несмотря на это, российский суд оставил организацию в реестре и оштрафовал на 300 тысяч рублей за то, что она не вошла в реестр добровольно. В 2016 году Центр защиты прав СМИ** обратился в ЕСПЧ.