ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В прошедшем году Россию покинули более десятка журналистов и блогеров. Причиной таких радикальных поступков были различные угрозы в их адрес – от уголовного преследования до физической расправы. Ранее представители масс-медиа также уезжали из страны, но это случалось не так часто.

Однако в 2021 году ситуация изменилась - уехали более десятка человек. В апреле уехала главный редактор кузбасского издания «Новости Киселевска» Наталья Зубкова. Отъезду предшествовало нападение на редактора и угроза расправы над ее детьми. В июне из-за «политической ситуации в стране» покинул Россию блогер и радиоведущий Майкл Наки. В июле уехал Роман Баданин** - после того, как «нежелательной организацией» признали интернет-издание «Проект», которым он руководил. Также в июле засобиралась уезжать избитая полицейскими журналистка «Ленты.ру» Анастасия Завьялова, опасавшаяся повторения подобного инцидента. В конце августа страну покинула Кира Ярмыш, пресс-секретарь Алексея Навального - суд признал ее виновной в подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил. Уехала и журналистка «Би-би-си» Сара Рейнсфорд - ФСБ назвала ее «угрозой национальной безопасности».

В сентябре за границей оказались Мария Жолобова, журналистка «Проекта» (признан нежелательной организацией) и адвокат, основатель организации «Команда 29» Иван Павлов**. В ноябре эмигрировал красноярский корреспондент «Активатики» Денис Стяжкин, освещавший протестные акции и неоднократно задерживавшийся правоохранителями. За пределами России очутился и издатель «Медиазоны»** Петр Верзилов**. В том же месяце уехал журналист издания Readovka Василий Крестьянинов, которому, по данным издания «Лениздат», предложила «сотрудничество» спецслужба. Вскоре об эмиграции сообщил блогер Дмитрий Ларин, - его допрашивали в качестве свидетеля по делу об оправдании терроризма. В декабре переехал в США бывший журналист «МБХ-Медиа» Максим Верников, получивший 300 часов обязательных работ по уголовной статье о сотрудничестве с нежелательной организацией. Последним в 2021 году уехал журналист Русской службы «Би-би-си» Андрей Захаров**, заметивший за собой «беспрецедентную слежку в Москве».

В новом году процесс продолжился. Первым в январе уехал московский корреспондент УНИАН Роман Цимбалюк, вызывавшийся в декабре 2021 года на допрос в прокуратуру по поводу разжигания ненависти. Позднее вызов был отозван, однако журналист решил подстраховаться. «Они взялись за последнего украинского репортера в Москве очень и очень серьезно», - заявил Цимбалюк.

Вскоре пришла очередь российского журналиста Виктора Шендеровича**, в отношении которого бизнесмен Евгений Пригожин потребовал возбудить дело о клевете. «Статья предусматривает ограничение свободы на время следствия, и у меня почему-то нет особых оснований сомневаться в том, что эта норма может быть применена», - написал журналист в Facebook.

А 12 января эмигрировал главный редактор издания «Довод» Илья Косыгин, ранее проигравший судебный процесс по иску того же бизнесмена Евгения Пригожина.

Похоже, мы имеем дело с новой тенденцией – в последнее время слишком часто журналисты, опасаясь за свое будущее, стали уезжать из России. Предугадать развитие событий пока затруднительно, однако есть ощущение, что процесс только начинается.

** Внесены в реестр «иностранных агентов».