ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Европейский суд по правам человека 7 декабря принял решение по жалобам двух хабаровских журналистов - Константина Пронякина и Ирины Харитоновой, которые были поданы еще в 2013 году. Суд установил нарушение статьи 10 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» и назначил компенсацию морального вреда в размере 9750 евро каждому заявителю. Решение считается окончательным в день его принятия.

Все началось с публикации в газете «Хабаровский экспресс» в 2011 году статьи «Полномочное древо полпреда Ишаева», на которую обиделись сразу шесть высокопоставленных лиц края. Они подали иски о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда к авторам статьи - журналистам газеты «Хабаровский экспресс» Ирине Харитоновой и Константину Пронякину, а также к Издательскому Дому «Гранд Экспресс» и электронному изданию «Дебри-ДВ». Общая сумма исков - 3 миллиона 240 тысяч рублей. Пять исков с одинаковыми формулировками были поданы в один день и в один суд, шестой - на несколько дней позже; в каждом - требование компенсации морального ущерба в полмиллиона рублей. Обиженные посчитали, что статья компрометирует их и руководителей края в общественном сознании, создает представление об их коррумпированности и тесных связях с криминалом. Всех истцов представлял в суде дорогостоящий хабаровский адвокат.

Три года подряд мы рассказывали о судебных мытарствах двух журналистов. Судебные тяжбы шли с переменным успехом. Кое с кем было достигнуто мировое соглашение. Одному из обиженных, члену «Единой России», депутату Госдумы от Хабаровского края Александру Шишкину, городской суд дважды отказывал в исковых требованиях. А краевой суд эти решения отменял. Одна из ответчиц, Ирина Харитонова, так тогда прокомментировала неудачи в суде: «Это из-за того, что наша статья была посвящена столь важной персоне, как нынешний министр РФ Виктор Ишаев. Его в Хабаровском крае ослушаться никто не может. Я думаю, суду донесли его взгляды на независимую прессу. Из подворотни теперь ее не бьют, а душат рублем».

Основанием для жалобы в ЕСПЧ журналисты посчитали два нарушения со стороны российских судов, а значит, и государственной системы - право на свободу выражения своего мнения и право на справедливое судебное разбирательство. Во-первых, российские суды не приняли во внимание тот факт, что большинство сведений, упомянутых в статье, были ранее обнародованы в других СМИ, и их никто не опровергал. А значит, согласно Закону РФ О СМИ (ст. 57 «Освобождение от ответственности»), редакция, журналист не несут ответственность за распространение таких сведений. Во-вторых, суд не учел, что депутат Госдумы является государственным служащим, находится на государственной службе и не может защищать деловой репутации (согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.02.2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»). В-третьих, судами полностью проигнорирована европейская практика о критике государственных деятелей, к которым относится депутат Госдумы. «Истец с момента занятия государственной должности сознательно и неизбежно поставил себя в такое положение, при котором его профессиональная деятельность становится предметом обсуждения, рассмотрения и оценки. Критические суждения должны пользоваться защитой, даже если они утрированы и язвительны и не исключают права на ошибку, если авторы добросовестно заблуждались. Статус истца, являющегося на момент публикации и подачи иска общественно-политическим деятелем, позволяет считать, что он должен был воспринять обвинения с гораздо меньшим моральным и нравственным ущербом», - говорилось в жалобе.

Остается сказать, что жалобу хабаровских журналистов в ЕСПЧ поддерживали замечательные адвокаты Каринна Москаленко и Оксана Преображенская. И что исполнение решения ЕСПЧ не ограничивается лишь выплатой компенсации, следующий шаг, который должна сделать судебная система - отменена решений судов по искам к хабаровским журналистам.

Из Европейской Конвенции по правам человека, ст. 10: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует Государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий».