Члены Общественной наблюдательной комиссии Приморского края по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания посетили ИК-27. Выдержки из их заключения:

"

нами был выслушан осуждённый {И} который был свидетелем происходящих событий, связанных со смертью {А}. С его слов члены ОНК поняли, что в тот вечер он находился рядом с {А} и осуждённым {Т} за разговорами. В какой-то момент, по словам {И}, откинувшись назад, {А} перестал дышать. {И} вместе с {Т}, опустив его на пол, приступили постарались как-то помочь ему. однако минут через 10, увидев в окно ДПНК {Д}, осуждённый позвал его в отряд на помощь.

Члены ОНК также выслушали осуждённого {Т}, который ко всему тому, что сказал И., добавил, что с {А} и раньше случались подобные приступы, связанные с его болезнью.

Тогда мы обратились к сотруднику колонии {Ю}, чтобы он сопроводил нас в медсанчасть колонии и представил нас ВРИО начальника филиала (медчасть №7) {Б}. {Б} по нашей просьбе показал нам выписку из медкарты №49 амбулаторного больного {А}, в которой были указаны все установленные диагнозы и проводимые мероприятия по медицинской помощи. А так же в этой выписке было указано, что, при проведении режимных мероприятий с участием спецназа 03.12.2012 года, осужденный получил гематому 4*4 см. заднее - боковой поверхности левого предплечья в средней трети. Выписка из медкарты №49 прилагается.

Здесь же, в медсанчасти, мы выяснили, что в ней находится осуждённый {П}, который был помещён в медсанчасть 03.12.2001 года в 11:10 утра. На нём были зафиксированы медосвидетельствованием гематомы на спине.

По словам осужденного, гематомы он получил в результате спецоперации спецназа.

Возвращаясь к вопросу о смерти {А}, на сегодняшний день есть медэкспертиза, которую так же прилагаем. В ней засвидетельствовано, что смерть наступила в результате повторного инфаркта.

Отвечая на заявления и обращения родственников осужденных ФКУ ИК №27, сообщаем следующее. По словам ВРИО начальника ИК №27 Янишпольского И.А., 03.12.2021 года в колонии ИК №27 сотрудниками СК России, ФСБ спецназа и Росгвардией спецназа проводилась спецоперация по пресечению деятельности и выявлению лидеров неформальной и запрещённой организации (АУЕ) и их ареста.

Осужденные колонии ФКУ ИК -27, а именно {С}, {И}, {Т}, {П}, (отряд №6), а также {С}, {З}, (отряд СУС) членам ОНК пояснили, что утром в 05:55 утра 03.12.2021г. в отряд №6 вошёл спецназ и ОМОН в количестве около 100 человек. При этом осужденные спали. Со слов, данных осужденных, в отряде были применены спецназом шумовые гранаты, что привело всех находящихся в отряде осужденных в шоковое.

Далее ОМОН стал применять к осужденным спецсредства, скидывая их с кроватей на пол, бить их палками и электрошокерами. Находясь на полу в нижнем белье, осужденные подвергались продолжающимся в течение нескольких часов избиениями оскорблениям. Множественные побои на теле, разбитые в кровь лица, выбитые зубы, насмешки - всё это творилось на глазах у администрации ИК № 27.

У осужденных были отобраны также личные тёплые вещи. Затем сотрудники участвующие в спецоперации вместе с представителями администрации ФКУ ИК №27 направились в отряд строгого условия содержания. Зайдя в отряд, спецназ, ОМОН применили те же спецсредства к осужденным. Скинув их с кроватей, их уложили на холодный пол в нижней одежде, открыли окна и на протяжении более 9 часов держали их на полу, при этом осужденных били палками и электрошокерами.

Во время применения спецсредств, как сообщили опрашиваемые осуждённые, сотрудники (спецназ и ОМОН) всячески унижали заключённых как словесно, так и физически (наступая на лежащие тела). Со слов опрошенных осужденных, в комнате начальника отряда СУС, для получения информации от осуждённых, сотрудники участвующие в спец операции по одному, заводили заключенных, применяя физическое воздействие, с целью получения нужной им информации. (Били осужденных по пяткам палками).

Далее члены ОНК ПК попросили {Ю}, ВРИО начальника Янишпольского И.А. и майора медслужбы {Б} сопроводить нас в СУС, где увидели практически у всех осуждённых, на которых были видны гематомы, ссадины, порванные губы и уши. Далее осужденные отряда СУС попросили у нас удостоверение наших полномочий, чтобы убедиться, что мы именно те, кем себя представляем, а именно членами ОНК.

В присутствии сотрудников администрации ФКУ ИК №27 заключённые стали высказывать своё мнение, что применение спецсредств были избыточным элементом, так как никто не оказывал сопротивления и не строил баррикад. Так же осужденные рассказали уже нам, что некоторых, находящихся в отряде СУС, вывезли из лагеря в количестве больше 10 человек в неизвестном направлении, и сказали еще к этому, что им досталось еще больше, чем всем вместе взятым. Они назвали такую фамилию, как {Р}, а ещё осуждённого с фамилией {А}.

Далее члены ОНК спросили у осуждённых есть ли у них телесные повреждения.

Членам ОНК практически все осужденные показали ссадины и гематомы на лице, на затылке, на шее, на лопатках, на пояснице, на ягодицах, ногах, руках, отбитые пятки, некоторые осуждённые заявили, что у них сломаны конечности. Также 6 человек, передвигаются как на костылях, так и с помощью трости. Также многие осуждённые жаловались, что у них отбита грудная клетка, и им трудно дышать.

В дальнейшем члены ОНК ПК попросили администрацию оставить их с осужденными наедине. Осужденные лично нас просили, чтобы мы сообщили их родственникам об их состоянии, что осужденные беспокоятся о безопасности своей жизни. И снова они говорили, что спецсредства были применены в избыточествующей мере, что все спали, никто не сопротивлялся. Администрация знала каждого заключённого, кто какой имеет «статус», и можно было без побоев вывести их из зоны для следственных действий. Осужденные так же говорили о многократном их обращении за медицинской помощью, на что майор медсанчасти {Б} ответил им, чтобы к ссадинам и гематомам они прикладывали снег, а если снега не окажется, прикладывали камни. На просьбу заключённых сделать им рентген повреждённых частей тела для выяснения диагноза, им было отказано. Как объяснил нам ВРИО начальника колонии ИК №27 Янишпольский И.А., что на сегодняшний день это мероприятие очень ресурсозатратное. В личной беседе с начальником колонии члены ОНК рекомендовали всё же отправить их в больницу КБ МОБ во Владивосток. Начальник колонии ответил, что он обязательно это сделает. Так члены ОНК попросили выдать осужденным тёплые вещи согласно форме одежды, так как личные теплые вещи и тёплая обувь были у них отобраны.

После СУС, члены ОНК посетили штрафной изолятор ФКУ ИК-27. Поговорили с некоторыми заключёнными, которые также подтвердили, что к ним были применены спец средства.

Хотелось бы выразить просьбу подполковнику Юрикову Дмитрию Александровичу, чтобы в адрес ОНК Приморского края была выслана видеозапись, которую он вёл при нашем посещении осуждённых ИК №27. (Это отдельно надо написать запрос в ГУФСИН)

Общие выводы членов ОНК.

Члены ОНК сделали выводы, что в ходе спецоперации по ликвидации незаконной террористической группировки АУЕ на территории колонии, в отношении ко многим заключенным были несоизмеримо избыточно применены спец средства. Было принято решение обратиться в Прокуратуру ПК, в управление ГУФСИН РФ по ПК для правовой оценки применения спец средств в отношении ряда заключенных в ФКУ ИК-27.

Рекомендации членов ОНК.

В действиях сотрудниках, участвовавших в спецоперации, члены ОНК усматривают элементы пыток и бесчеловечного отношения к осужденным. С этой целью принято обратиться к УПЧ ПК и другим органам госвласти с целью недопущения подобных

действий.

06 декабря 2021г.

Члены ОНК

Герасимов С.П.