Общество «Знание» получит 18 млрд рублей бюджетного финансирования в течение ближайших трех лет и станет, таким образом, монополистом на «рынке просвещения». Председателем наблюдательного совета «Знания» стал Сергей Кириенко, директор новой госкорпорации — молодой предприниматель в сфере ed-tech Максим Древаль, основатель проекта «Фоксфорд» и победитель конкурса администрации президента «Лидеры России».

Если посмотреть на нынешнюю повестку «Знания», то она такова: можно обсуждать все, связанное с физикой, химией, цифровизацией (но не ее социальными последствиями), а также клубок из безобидных навыков «личностного роста», создания «личного бренда», «технологий современного обучения» — тут виден интерес Древаля. Социальное и гуманитарное знание находится под строгим идеологическим контролем — естественно, нельзя сравниваться компаративистикой в политической науке (с российскими примерами) или обсуждать коллаборационизм во Второй мировой.

Меня всегда удивляло, как можно быть современным и просвещенным на одну треть, и «развивать личный бренд», не задумываясь о том, что происходит в твоей родной стране. Но есть умельцы, и у них теперь миллиарды бюджетных рублей, так что скоро они будут везде. Правильным было бы назвать такое общество «Незнанием», ну а слоган для него уже готов: ignorance is strength.

Если десять лет назад движение просветителей было сконцентрировано вокруг волонтерских и частных лекториев, а затем издательств, то теперь растет роль государственных и корпоративных проектов в этой сфере — кроме «Знания» этим занимается еще Сбербанк, Росатом и прочие. Идет кооптация просветителей в государственно-патриотическую машину по освоению бюджетных средств. По отзывам тех, кто проводил для «Знания» лекции, общество мало интересует итоговый импакт на аудиторию — они могут за огромные деньги привезти лектора в далекий город и собрать там три десятка слушателей, а потом отчитаться о проделанной работе.

Ситуация с научным просвещением напоминает историю «Бессмертного полка», который начинался как низовой волонтерский проект, а превратился в многомиллионную официозную машину, за сомнения в которой полагается статья.

Главная государственная задача, которая решается «Знанием», состоит в «сертификации лекторов»: предложении получить свой гонорар от «Знания» и в дальнейшем старательно заниматься самоцензурой, или же оказаться в числе «самозванцев», не признанных государством. Это должно кончиться активацией спящего закона о просвещении — кто не в «Знании», тот не сможет заниматься просветительством.

За предыдущие двадцать лет государство по такой же схеме уничтожило медиа, поделившиеся на пропаганду и иностранных агентов. Теперь технологию применят к просветителям, это будет молодежно, очень дорого, транслироваться в прямом эфире на VK Video в контексте импортозамещения, и сопровождаться «мастер-классами о развитии soft-skills».

А вы уже читаете лекции для «Знания»?