О глобальном кризисе этой отрасли неосторожно высказывались лишь отдельные эксперты, то теперь в «Новой» об этом говорят Герои России Геннадий Падалка и Федор Юрчихин.

Поводом для этих интервью стало фактическое отстранении от должности Сергея Крикалева, последнего опытного космонавта в руководстве Роскосмоса, за, скажем так, критику проекта фильма «Вызов», который должен сниматься на МКС. Правда, когда выяснилось, что космонавт известен не только рекордом пребывания на орбите, но тем, что он еще и доверенное лицо Путина — все быстро встало на свои места. Крикалева — вернули, фильм — уже на стадии пиар-кампании, а вот проблемы остались. О них нам и рассказали Герои России. Из интервью «Космическая пыль» вы узнаете, что:

  • Ситуацию с фильмом использовали, чтобы «отодвинуть» Крикалева, — высочайшего профессионала и потенциального конкурента на самых высоких должностях. Затея с фильмом может обернуться полным фиаско, это непросчитываемый риск.
  • Летчики-космонавты готовы летать хоть на метле. Но нет новой пилотируемой техники. Только смена названий — «Клиппер», ПТКНП, «Федерация», «Орел», «Орленок».
  • Для съемок на борту мы используем штатный корабль, то есть за бюджетные средства, и оставляем на борту космонавта Петра Дуброва на шесть месяцев, разработав целую операцию прикрытия — Россия якобы возвращается к годовым полетам.
  • Почему в Федеральной комической программе полеты на Луну упомянуты вскользь, а про планы на Марс, в ней вообще ничего нет.

  • Если Россия создаст новую орбитальную станцию на тех же, во многом еще советских, технологиях (а пока к этому все идет), мы законсервируем свою отсталость. Лучше ничего не строить. И вообще, если трезво рассматривать наши возможности, раньше чем через 10 лет мы новую станцию не создадим, сейчас не до жиру.

  • В нашей марсианской экспедиции 2011 года на орбите Марса должен был быть китайский спутник. Произошла катастрофа. Затем Россия раз за разом начала отодвигать новый запуск, пока он не исчез из реальности. В этом году китайский марсоход ездит по поверхности Марса. Доставили без нас.

  • Мы будем участниками совместных программ с США, Европой, Китаем, если нам будет что им предложить. Пока они впереди нас, и уже нам надо приноравливаться к их программам, если позовут.

  • У нас же одна-единственная госкорпорация. В США же — не только Маск. Есть частная компания Orbital Sciences Corporation и ее космический грузовой корабль Cygnus. Blue Origin делает суборбитальный корабль New Shepard, первый полет с людьми запланирован на июль. Компания Boeing создала многоразовый пилотируемый транспортный корабль Starliner и разрабатывает тяжелую ракету SLS (Space Launch System) под лунную и марсианскую программы. Lockheed Martin делает многоразовый пилотируемый корабль Orion под эту ракету для полетов к Луне и Марсу.

  • Гайка, как символ всей нынешней системы.

Это только краткая выжимка из интервью. То, что было интересно лично мне. Как бы это печально ни звучало, уверен, каждый найдет в этом материале для себя то, в чем можно разочароваться или хотя бы удивиться.