Париж, 7 мая. «Решение Соединенных Штатов и многих других стран призвать к отмене патентной защиты вакцин против коронавируса может спасти миллионы жизней и послужить основой для будущего научного сотрудничества. COVID-19 не признает границ. Ни одна страна не будет в безопасности, пока население каждой страны не получит доступ к вакцине», - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.

 

Этот растущий импульс был дан в ответ на совместный призыв ЮНЕСКО, ВОЗ и УВКБ ООН в октябре 2020 года к открытой науке и активизации научного сотрудничества. В начале пандемии прошлой весной ЮНЕСКО мобилизовала более 122 стран с целью содействия открытой науке и укрепления международного сотрудничества.

 

Пандемия спровоцировала решительную поддержку открытой науки среди государств-членов в отношении этой повестки дня. Китайские ученые секвенировали геном нового коронавируса 11 января 2020 года и разместили его в Интернете, что позволило немецким ученым разработать скрининг-тест, который затем был распространен Всемирной организацией здравоохранения среди правительств во всем мире.

 

С момента вспышки пандемии COVID-19 мир вступил в новую эру научных исследований, что вынудило все страны создавать общие правила и нормы, необходимые для более эффективной работы в эти меняющиеся времена.

 

Недавние заявления стран в пользу отмены патентов свидетельствуют о растущей поддержке открытого научного сотрудничества. Они также совпадают с пятидневным совещанием государств-членов ЮНЕСКО по определению глобальных рамок для установления стандартов в области открытой науки, целью которых является разработка новых моделей распространения научных знаний и связанных с ними преимуществ, включая всеобщее благо.

 

По итогам совещания будет разработана Глобальная рекомендация по открытой науке, которая будет утверждена 193 государствами-членами ЮНЕСКО на Генеральной конференции Организации в ноябре 2021 года. Эта рекомендация призвана стать движущей силой совместного глобального доступа к данным, публикациям, патентам, программному обеспечению, образовательным ресурсам и технологическим инновациям, а также приобщить все общество к науке.