Пройдет какое-то количество лет. Мы зайдем в библиотеку или в книжный магазин. И в отделе биографий увидим серию книг «Жизнь замечательных людей». И где-то в алфавитном соответствии, примерно между Люмьером и Немцовым будет стоять книга об Алексее Навальном. Сегодня мы не знаем, какой она будет толщины.

Его история могла прерваться в 2020-м. Но силой случая (а может провидения), помощи, его личной воли и воли любящих Алексея людей, силой науки, силой солидарности в этой книге появилось даже не несколько страниц, а пожалуй что и пара глав.

И вот сейчас, в году 2021-м хрупкая страница еле держится в корешке. И книга вполне всерьез, вполне реально грозит здесь остановиться. Я с детства восхищался теми, кто менял мир к лучшему. Мне нравились спорившие с ретроградами ученые. Любил храбрых путешественников. Восхищался политиками, сопротивлявшимися жестоким тираниям и несправедливым общественным укладам.

И конечно, когда читал о том, как убивали Ганди, как сжигали Бруно, как пришлось убегать с родной земли первопечатнику Федорову – когда читал все эти биографии великих людей, не мог не видеть, как много среди них страдали за свои убеждения. И особенно разочаровывало меня общество вокруг них. Как могли люди не видеть, при каких современниках им повезло жить?

Сейчас интернет заполонен видеороликами с высказываниями Бориса Немцова. Сейчас все восхищаются им. Говорят, вот, мол, какой он был предсказатель, каким бы он был прекрасным президентом.

Правда в том, что когда Немцов был жив – немногие его ценили. Не было огромных очередей в партии и движения, которые он создавал (но он создавал и агитировал все равно!!!) Немцова поняли и начали всерьез ценить только после смерти.

Я знаю, что такова человеческая природа – осознавать многое после. Но я все же не теряю надежды и на до.

Конечно, у меня эмоциональное вступление. Но я хочу, чтобы вы задумались о том, как много успел сделать даже на сегодняшний момент Алексей Навальный, даже в нашей авторитарной и сегодня почти уже тоталитарной стране.

Я уже говорил, писал, что Алексея Навального знаю очень давно – с 2005 года, когда он был еще в партии «Яблоко», когда он создал только-только движение «Демократическая альтернатива (ДА!»), частью которого я в том далеком году и стал.

Но все же отстранюсь от личного, товарищеского, чтобы провести вас по страницам жизни замечательного человека и попытаться показать, как много он сделал для того, чтобы политика в нашей стране изменилась.

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

К 2005 году оппозиционные партии слабели день за днем. Их лишили телевизора, а без телевизора многие из них оказались нежизнеспособными. Во время политических кампаний бал правили политтехнологи. Это довольно гнилое было время, когда партии даже демократические в агитации опирались на циничного и часто без убеждений политтехнолога, который нанимал «сетку» агитаторов и те за деньги вчера агитировали за коммунистов, сегодня за яблочников, завтра за едросов. К этому моменту партии начали лишать независимого финансирования. Кремль умело давил на бизнесменов, которые ранее и финансировали партии. А собирать деньги сторонников партии тогда не хотели и не умели.

Оппозиционные митинги собирали жалкое число людей. Тысяча, две тысячи участников – это было уже успехом. Но чаще всего на стандартном демократическом митинге было пятьдесят человек. Из них двадцать – те самые нанятые подержать флаги и создать видимость митинга. Лидеры партий лично агитацией не занимались.

Было сильное политическое размежевание, ссоры между правыми и левыми и демократами, уличавшими друг друга то в правости, то в левости. Сама оппозиция в общем-то и не могла называться единым словом «оппозиция». Был сонм политических движений. Националисты, левые, либералы и т.п. Большинство из них рассосалось за путинское время. Часть перешла во власть и исчезла. Малая независимая часть уже начинала преследоваться властями.

Вот в это примерно время я и начинаю рассказ.

КАК СТАЛО ТЕПЕРЬ

Итак, что же сделал политик Алексей Навальный. Оговорюсь, конечно многое он делал вместе с командой, с единомышленниками. Но все же ко всему что я напишу он имел непосредственное отношение.

1. Блог В то время лидеры даже оппозиционных движений, партий, общались с людьми только через пресс-секретарей и СМИ. Конечно Алексей был не единственным, кто начал так делать. Но я бы сказал, что он шел в целой волне молодых в основном политиков, которые сделали ставку на прямое общение с людьми, без посредников. И среди всей этой волны его блог стал самым влиятельным и популярным. Сейчас уже трудно представить оппозиционного политика без такого способа общения с избирателями.

2. Массовые обращения граждан в органы правопорядка Навальный первым ввел практику массовых запросов по разного рода нарушениям закона. В принципе его метод заключался в том, что он сделал эти обращения легкими для людей. Готовил шаблон, предоставлял необходимые ссылки. И на обращение у граждан уходило буквально несколько минут. Сейчас уже кажется обычным, что можно проводить такие кампании. Но первым их начал организовывать именно Навальный. Правды ради некоторые из его методов даже успели устареть. Вряд ли кто сегодня будет писать на пейджер мэра. А он однажды организовал такую кампанию в рамках борьбы против сноса в центре Москвы нескольких ПТУ, в т.ч. ПТУ для инвалидов.

2. Контроль за расходом средств в госкомпаниях Навальный первым в России стал акционером госкомпаний, чтобы публично контролировать их работу, не допускать незаконных и подозрительных трат средств. Позже он объединил усилия и других мелких акционеров в этой борьбе. По сути это была и есть работа в интересах государства, т.к. все граждане России заинтересованы в том, чтобы госкомпании научились зарабатывать. а не висеть камнем на шее налогоплательщиков. Так что борьба за интересы простых акционеров (а также и за интересы граждан страны, как в общем-то владельцев госкомпаний) – это его ноу-хау в России.

3. Онлайн-проекты и приложения РосЯма стала эталонным проектом, по модели которого стали появляться и проекты самого Навального и сотни других проектов граждан. Оказалось, что Интернет не только место для разговоров, но и для практической работы по улучшению страны. Сейчас кажется уже обычным, если у какой-то гражданской кампании есть свое приложение. Но самым первым была РосЯма.

4. Сбор средств на гражданские и политические проекты Навальный первым стал собирать средства на общественно-политические проекты. Это было абсолютно новым явлением для российских НКО, политических организаций, существовавших ранее почти только на гранты, или финансирование отдельными бизнесменами — которые не рисковали афишировать себя. В общем-то этот переход на микропожертвования и позволил оппозиции сегодня быть независимой.

5. Прозрачность такого финансирования Сейчас уже не все осознают, какой переворот произвел Алексей, сделав такие сборы средств открытыми и подотчетными. Это сейчас кажется обычным отчитываться политикам о сборах. Но именно Навальным был первым. В общем-то, я убежден, что ровно поэтому лично у его кампаний сборы и начали расти – мы все это оценили.

6. Но и бизнесмены могли финансировать. Только – на определенных условиях Навальному первому удалось привлечь группу бизнесменов, пожертвовавших средства и не скрывавших это. Причем условия в общем-то были хоть и простыми но тоже революционными для того времени. Условия 1. не скрывать своего имени. Условие 2. не влиять. Это немыслимо было даже для старых оппозиционных партий, которых если и финансировали, то за что-то – за лоббирование или за своих кандидатов в депутаты в списке. Значение шага Навального трудно переоценить, т.к. это заложило совершенно новые стандарты прозрачности общественно-политической жизни. Но одновременно и показало, что его движение имеет широкую поддержку, что оно опирается на людей дела.

7. Настоящая политическая кампания До Навального ну просто никто не проводил так политические кампании. Огромное число волонтеров. Огромное число регионов и штабов. Яркая оригинальная агитационная форма (вроде кубов Навального). И его кампания мэра и его кампания в президенты, когда он проводил встречи с людьми во дворах – это было реально новым. Ведь внутри кампании еще было много нового. Погуглите «круги Навального» — серии встреч с людьми разных профессий, которые он организовал. Сегодня уже все стараются вести кампанию в таком формате. Но (обращаюсь к молодым, кто не помнит) – поверьте, раньше было не так. Вся кампания обычного кандидата заключалась в паре роликов для тв, да паре встреч с избирателями в каком-нибудь ДК, ну и газеты в каждом почтовом ящике. И еще раз подчеркну – это кампания без политтехнологов старого образца. Кампанию впервые вели люди с убеждениями, единомышленники.

8. Добрая машина правды Вся эта агитационная машина, новости, видеоролики, прямые эфиры. Такого просто не было раньше. Ну по крайней мере не было в таком качестве, размахе и точности. А уж расследования в формате видео – к сожалению раньше просто не умели делать так. (Навальный кстати первым начал выпускать расследования в блогах, затем Немцов первым начал выпускать расследования в виде докладов, чем внес огромный вклад в агитацию, ну а затем Навальный с видео вывел все на новый уровень).

9. Объединение людей с разыми взглядами Не все осознают, как много сделал лично Навальный для объединения оппозиции. Но я перечислю здесь три важных шага. Первое. Политические дебаты, которые он организовал и на которые приглашал представителей даже противоположных политических сил (эта и подобная активность в итоге стоила ему членства в партии «Яблоко»). Затем выборы в КС оппозиции. Здесь я называю то, что не полностью принадлежит Навальному, но без кого это вряд ли бы получилось. Впервые граждане сами организовали полностью прозрачные выборы. Без всяких там циков. И это тоже фундаментальная история, которая позволила создать инструмент независимых выборов и широкой дискуссионной площадки. Завтра уже не покажется странным, если и националисты, и левые, и либералы, и консерваторы сядут за один стол. Наконец – Умное голосование. Тот, кто лучше ведет кампанию – получает голоса избирателей против Единой России. Но в выигрыше – все партии. И реально оппозиционные, и умеренно оппозиционные и оппозиционные отдельными членами. В итоге сам формат таких выборов тоже создает поле для общенационального межпартийного движения против тоталитаризма.

10. Команда Отдельно поговорю о команде. Никогда до Навального никакая политическая партия, движение не набирали в свой штат людей по конкурсу. Конкурсу открытому. И кстати зарплата этим людям тоже собиралась открыто. Но вот и Любовь Соболь и остальные в ФБК*, а попозже и первый пресс-секретарь Анна Ведута (а потом и Кира Ярмыш) – все были набраны по прозрачному конкурсу. Назовите хотя бы еще одну партию, где сделали так. И еще – плюрализм в команде. Вовсе не все вступили в партию Прогресса Навального. Вовсе не все разделяют пункты его программы (ну например о праве на оружие). И ничего. Никто не уволен, не изгнан. А одну такую, любящую особое мнение, вы вполне знаете как одного из лидеров оппозиции сегодня.

Попробуйте представить, чтобы кто-то из соратников некоторых даже сегодняшних партий не согласился с лидером. Мы даже знаем целую партию, сумевшую сделать из изгнаний соратников за очередное несогласие источник единственных новостей о себе.

11. Семья Да, залезу в личное. Семья Алексея, его жена и он сам, да и дети их – хорошая команда. И да, пример любви, дружбы, преданности. С хорошей самоиронией и теплом. Они достойно переносят бремя публичности, бремя преследований и испытаний. Это тоже дало новые стандарты в современную политику. Стандарты отношения друг к другу в семье народного политика.

12. Любовь к Родине И конечно не пройти мимо его возвращения в Россию после отравления. Здесь, по счастью, он не одинок. Многие рискуют сегодня заниматься публичной политикой в России. И даже многие отдали жизнь за свои убеждения. Но все же его шаг через границу был впечатляющим. Этим шагом он не дал шанса никому быть лидером оппозиции в России без того, чтобы любить Родину, служить народу, отечеству больше жизни своей. А в темные времена, видимо, иначе не получается. Только такой спрос со всех. Только такой ценз.

Мне почему-то хочется оговориться и как-то снизить высоту. Мол, я не строю из Алексея героя или кумира. Ну в общем мне хочется, чтобы вы увидели, что я не фанатик, не слепой обожатель, мол я разумный такой и мудрый, и «не во всем соглашаюсь», и «не все конечно поддерживаю», и вообще ну «что нам людям современным быть частью толпы». Но я не буду этому поддаваться искушению — принизить то доброе и хорошее, что было сделано Алексеем для меня и для всей страны и продолжает делаться сейчас. Зачем это принижать, если это достойно и во всеобщее благо?

Сейчас, в эти минуты счет идет на часы, и может уже даже не на дни. Алексей Навальный даже за решеткой бьется за право людей в нашей стране жить и жить достойно.

Не знаю, сколько еще страниц будет у книги «Алексей Навальный. Жизнь замечательных людей». Верю, надеюсь, хочу, чтобы это была самая толстая книга на этой полке. Ну или одна из самых.

Я лишь хотел, чтобы мы, наконец, начали осознавать, ценить хороших людей рядом с нами. Называть их замечательными при жизни. И чтобы в книжном магазине полку ЖЗЛ со своей фамилией среди книг эти люди имели возможность увидеть своими глазами, на старости лет, в спокойном уважении страны.

*— российские власти считают организацию «иностранным агентом»