В отставку ушел судья Басманного суда Артур Карпов, ее причины не объясняются. «Медиазона» вспоминает ключевые решения судьи Карпова, чья фамилия очень часто звучала в контексте громких арестов, в том числе по политическим делам.

Старое Басманное

Официальной биографии у судьи Артура Карпова нет — известно лишь, что ему 51 год. Его публичная деятельность начинается 12 июня 2007 года, когда президент Владимир Путин подписал указ о назначении его судьей Басманного районного суда Москвы. Чем Карпов занимался до этого, точно не известно: журнал New Times писал, что он «пришел в судебную систему» из военной прокуратуры; обнаружить упоминаний его в этом качестве не удалось.

Судейскую карьеру Карпова во многом определило расположение суда, в который он попал на работу. В этом районе расположено главное здание Следственного комитета, ведомство по принципу подсудности обращается в Басманный суд со всеми ходатайствами об избраниях меры пресечения.

Карпов наряду с коллегой Натальей Дударь стал главной звездой заседаний по арестам: в разные годы он принимал решения, отправляя в СИЗО или под домашний арест политиков Алексея Навального и Сергея Удальцова, украинскую летчицу Надежду Савченко, губернатора Кировской области Никиту Белых, министра экономического развития Алексея Улюкаева, театрального режиссера Кирилла Серебренникова, бизнесмена Майкла Калви и губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.

Термин «басманное правосудие», обозначающий одиозный обвинительный характер российской судебной системы, получил широкое распространение на фоне дела нефтяной компании ЮКОС — в 2003 году именно Басманный суд арестовывал руководителей компании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. «Басманный суд стал знаменит в связи с политическими процессами, которые сосредоточились в нем благодаря игре случая, имеющего здесь юридическую форму подсудности», — говорилось в одноименной книге, посвященной нарушениям в деле ЮКОСа.

«Этот термин действительно существует, — признавалась глава Мосгорсуда Ольга Егорова в 2005 году, за несколько месяцев до решения о заочном аресте адвоката компании Павла Ивлева. — Когда вышла книжка с названием "Басманное правосудие", было очень обидно. Но когда я ее прочитала, то почерпнула для себя интересную дополнительную информацию».

«Да, я слышал этот термин, — говорил президент Дмитрий Медведев через несколько месяцев после санкции Басманного суда на арест основателя "Евросети" Евгения Чичваркина. — Я не уверен, что он является точным или корректным. Но если под "басманным правосудием" понимается принятие несправедливых решений любым судом в самых разных местах нашей страны, то есть так называемых неправосудных решений, как говорят юристы, то это зло, и с этим нужно бороться, бороться мерами юридического реагирования».

В 2009 году судья Карпов также принял участие в деле ЮКОСа, заочно отправив под арест бывшего начальника казначейства компании «ЮКОС-Москва» Андрея Леоновича. Следствие считало его причастным к хищениям, сам Леонович живет в Великобритании. Позже, писал New Times, постановление об аресте Леоновича отменил Мосгорсуд, но Басманный суд санкционировал арест повторно.

Следствие превыше всего

Ключевыми для репутации Карпова стали два других резонансных процесса. В 2011-2012 годах он выносил отказы по жалобам на бездействие следствия по делу Сергея Магнитского, которые подавал его начальник, старший партнер фирмы Firestone Duncan Джеймисон Файерстоун. В декабре 2011 года Карпов отклонил жалобу на отказ следствия возбудить уголовное дело об убийстве Магнитского в СИЗО «Матросская тишина» в 2009 году. Карпов и 13 его коллег в итоге были включены фондом Hermitage Capital в «Список судей, отказавших в правосудии матери Сергея Магнитского».

В 2012 году Конгресс США принял «акт Магнитского»: одновременно с отменой последних торговых ограничений, принятых еще в 1970-е против СССР, вводились санкции в отношении людей, «ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России».

В санкционный «список Магнитского» Артур Карпов, в отличие от своего однофамильца, следователя Павла Карпова, не попал. В списке есть фамилии судей Тверского суда Елены Сташиной и Светланы Ухналевой. Сташина принимала решение о продлении срока ареста Сергею Магнитскому, в ноябре 2014 года она ушла в отставку.

В 2012 году Артур Карпов массово санкционировал аресты подозреваемых по «болотному делу» (Михаил Косенко, Федор Бахов, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Владимир Акименков, Дмитрий Ижевский и Олег Архипенков), продлевал аресты (Андрею Барабанову, Денису Луцкевичу, Степану Зимину, Леониду Ковязину, Максиму Лузянину и другим), а также продлевал домашний арест Александре Духаниной.

В 2015 году нового фигуранта «болотного дела» Ивана Непомнящих судья Карпов вопреки запросу следствия отправил под домашний арест, а в 2016 — продлил арест Дмитрию Бученкову, которого не было на акции 6 мая.

Осенью 2019 года судья Карпов освободил из-под ареста по «московскому делу» волонтера штаба Любови Соболь Алексея Миняйло. В суде следователь говорил, что «получены доказательства участия Миняйло в массовых беспорядках», но «обстоятельства изменились», поэтому активисту можно смягчить меру пресечения. В ответ Карпов указал, что в материалах дела не было признаков массовых беспорядков, и Миняйло освободили в зале суда.

Резонансных уголовных дел Карпов по существу не рассматривал. «Коммерсант» пишет, что последним для него стало дело о неуплате налогов на 100 млн рублей: судья вернул дело в прокуратуру из-за процессуальных нарушений, но уже после его отставки Мосгорсуд отменил это решение.

Никаких заявлений по поводу причин ухода Карпова пока не публиковалось. Источник «Коммерсанта» в судейском сообществе утверждает, что Карпов давно хотел уйти в отставку, потому что «просто устал», у него уже есть необходимая для пенсии выслуга лет.

Судя по базе данных с сайта Мосгорсуда, последние решения Карпов выносил в декабре-январе. Среди них — отказ по апелляции главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова на штраф за упоминание организации, признанной экстремистской, без указания факта ее запрещения в России; в 2018 году он также отказал Смирнову в апелляции на штраф за мат на сайте издания.

Уголовные дела, которые рассматривал сам Карпов, касались в основном обыденных преступлений: мошенничество, кражи, грабежи, причинение вреда здоровью. В ноябре он назначил условный срок за хищение мобильного телефона у спящего под лестницей у Курского вокзала, в декабре также ограничился условным сроком кладовщику, снявшему неподалеку от того же вокзала закладку с героином.