Нам обещают, что они спасут от мусорного кризиса и будут производить «зелёную» энергию. 
При этом в мире начинают отказываться от этой технологии. Евросоюз и ООН уже не рассматривают заводы как решение мусорной проблемы. Рассказываем, почему другие страны закрывают МСЗ и перестают строить новые. 

МСЗ вредят здоровью

Мусоросжигательные заводы не только загрязняют окружающую среду, но и вредят нашему здоровью. Даже если работа такого завода соответствует всем нормам, он будет выделять тонны пыли, тяжёлых металлов и других токсичных органических соединений: диоксины, диоксид серы, ртуть и свинец. Это лишь малая часть того, что выбрасывают МСЗ. 

Представьте автомобиль BMW X5, который весит в среднем 2,5 тонны. Теперь представьте, что в год из трубы МСЗ на ваш регион падает 1000 таких автомобилей. Это только загрязняющие вещества. И государство, разрешая строительство МСЗ, такие выбросы одобряет.  

Всего насчитывают 46 загрязнителей от МСЗ: девять из них относятся к первому классу опасности (самому высокому), 14 – ко второму, к третьему – 12, а к четвёртому — пять. 

Данные из официальных материалов «Оценка воздействия на окружающую среду» МСЗ, который появится в Воскресенске .

МСЗ уничтожают ценные ресурсы 

В строительство МСЗ вкладывают огромные средства: 30 МСЗ будут стоить 1,5 триллиона рублей. Такие инвестиции нужно окупить, поэтому заводы будут работать много лет. И для этого на МСЗ будут постоянно поставлять сырьё для сжигания. 

Чаще всего это ценные материалы: пластик, бумага, металл, которые можно переработать и использовать для создания новых вещей. Но вместо этого они попадают в печь, становятся токсичной золой, а в стране вырубают деревья и качают нефть и газ для производства новых товаров.

Из-за низкого уровня раздельного сбора в России на переработку попадает не больше 10% отходов. Неужели для оставшихся 90% единственный путь — на сжигание? Конечно, нет. В смешанных отходах (тех, которые не разделили) содержится более 80% сырья, потенциально пригодного для повторного использования и переработки. Но если повысить качество раздельного сбора и ограничить производство одноразовых товаров (к этому призывает Гринпис), то и сжигать будет нечего. И тогда нам, как в Швеции, даже придётся закупать мусор в других странах, чтобы только не останавливать заводы и оправдывать вложенные в них средства.  

МСЗ не производят полезную энергию 

Лоббисты МСЗ утверждают, что заводы будут сжигать отходы и вырабатывать электроэнергию. Но при сравнении количества энергии, которую МСЗ произведут, и всей энергии, затраченной на добычу, производство и транспортировку товаров, которые попадут в печь, то энергии от сжигания будет сильно меньше. 

При этом на российском рынке не нужна дополнительная энергия: по данным Ассоциации «НП Совет рынка», в 2019 году в России выработали почти 250 ГВт, а потратили — 180 ГВт. Получается, избыток генерирующих мощностей уже составляет примерно 70 ГВт.

Мы можем сэкономить в 20 раз больше энергии благодаря переработке и почти в 200 раз больше, если будем использовать товары повторно, а не отправлять их в мусорный бак.

МСЗ влияют на климат

Чтобы сжечь отходы, печь завода должна забирать кислород из атмосферы и использовать химические вещества для нейтрализации выбросов. Из-за этого в совокупности МСЗ выделяют газообразные и твёрдые загрязняющие вещества, которые весят на 45% больше, чем исходные отходы, которые привезли сжигать. 

МСЗ выделяют и парниковые газы, которые влияют на изменение климата. Но никто не строит мусоросжигательный завод с улавливанием парниковых газов, так как для этого потребуется много средств и энергии. И если Россия хочет стать углеродно-нейтральной, такие заводы не позволят ей это сделать. 

При переработке органических отходов и вторсырья выделяется от 2 до 12 раз меньше парниковых газов (если рассматривать наиболее часто применяемые человечеством материалы). 

Все эти причины и заставили Европейский Союз отнести МСЗ к объектам, которые вредят окружающей среде, и прекратить финансировать их работу и строительство. Это предписано таксономией — постановлением ЕС. В нём указано, во что можно инвестировать для достижения целей в области климата и экономики замкнутого цикла. МСЗ в этом списке нет.

Что нас спасёт от дымящих труб 

России нужно перейти на циклическую экономику, при которой ценные ресурсы возвращаются в производство, а не попадают в печи МСЗ. Так страна сможет выбраться из мусорного кризиса. 

Для этого нужно начать максимально использовать сырьё и материалы, предотвращать появление отходов, улучшить качество раздельного сбора и переработку товаров, наладить компостирование и анаэробное сбраживание (без доступа кислорода) органических отходов. Если выполнить этот рецепт, то и сжигать будет нечего. И под окнами не появятся новые трубы, а в атмосфере — выбросы дополнительных парниковых газов и вредных для здоровья веществ.