В Новосибирске состоялась онлайн-конференция, посвященная трендам и рискам на рынке безалкогольных напитков. В мероприятии приняли участие представители власти и бизнеса Новосибирской области, отраслевых объединений и экспертного сообщества.

Кризисные явления в экономике, связанные, в том числе, с распространением коронавируса, внесли свои коррективы в темпы развития рынка безалкогольных напитков. Наиболее уязвимым сегментом стала упакованная вода – только во втором квартале 2020 года объем производства снизился на 23%. Однако финансовая нестабильность – не повод снижать качество продукции. Особое внимание контролю качества уделяет Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН). Вице-президент по качеству Людмила Хомич рассказала о работе проекта Система мониторинга качества упакованной питьевой и минеральной воды.

«Система мониторинга качества создана в 2010 году и изначально работала в соковой индустрии, а теперь распространяется и на упакованную воду. В рамках этой системы проводится исследование продукции в аккредитованных лабораториях, после чего квалифицированные эксперты проводят анализ результатов исследования. Конечным шагом является принятие соответствующих мер – проводится работа с производителями, органами госконтроля, торговыми организациями. В результате такой работы происходит либо корректировка товара для соответствия всем нормативным требованиям и российскому законодательству, либо он снимается с производства», - подчеркнула Людмила Хомич.

Система мониторинга качества упакованной воды – это дополнительная «рука» рынка, которая помогает контрольно-надзорным органам бороться с незаконным оборотом продукции, добавил президент СПБН Максим Новиков. По данным Роспотребнадзора в первом полугодии 2020 года доля продукции, не соответствующей нормативным требованиям, составила менее 2%, а значит существующих механизмов регулирования рынка, включая борьбу с незаконным оборотом, достаточно, и они эффективны.

«Сегодня продолжаются дискуссии относительно введения обязательной маркировки КИЗ на упакованную воду. Мы обратились в компанию Ernst&Young с просьбой провести анализ возможных результатов введения такого инструмента. Выяснилось, что только при показателе выше 16% теневого сектора, маркировка становится экономически эффективной для всех участников рынка. А с учетом того, что сегодня эта доля ниже 2%, то последствия будут, напротив, негативными. В категории особого риска находится малый и средний бизнес, который составляет основную долю всех производителей воды», - подчеркнул Максим Новиков.

Прослеживаемость в рамках взимания налогов за товары сегодня эффективно обеспечивает система АСК НДС-3 Федеральной налоговой службы. 93% торговых точек в стране обеспечены такими онлайн кассами, что практически исключает возможность провести незаконную продукцию через систему торговли.

«Мы считаем, что введение маркировки – это дополнительный элемент обременения бизнеса, и к положительному финансовому эффекту он не приведет – бюджетные поступления снизятся, цены на продукцию повысятся, увеличится безработица, а часть добросовестного бизнеса исчезнет», - отметил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод.

Бизнес сегодня не готов к введению маркировки. И не только из-за экономической ситуации и ограничений в связи с пандемией, но и по причине отсутствия технологического решения со стороны оператора маркировки. Речь идет о высокоскоростных производственных линиях для которых такое решение не представлено. С учетом этого факта и ограничениями по допуску на предприятия в регионах, у производителей возникают сомнения, будет ли готово техническое решение до намеченной даты обязательного введения маркировки – весны 2021 года.