Самой острой проблеме медиасообщества сегодня - как СМИ выжить в условиях пандемии - было посвящено выступление первого докладчика на 24 форуме Союза журналистов России в Сочи генерального директора ИД «Аргументы и факты» Руслана Новикова. Начал он, как в известной поговорке, за упокой, рассказав, как самое популярное в России издание сначала потеряло львиную долю тиражей и прямой рекламы. Но закончил гендиректор уже за здравие: «АиФ», как и другим федеральным СМИ, правительство оказало помощь в виде финансовой поддержки для выплаты зарплат сотрудникам, а также отсрочки по налогам и оплате аренды офисов.

 

Это всё было очень важно, однако если бы редакции федерального выпуска «АиФ» и региональные его отделения по всей России не смогли мобилизоваться и выдавать самые злободневные новости и корреспонденции, фото- и видеоматериалы, в том числе из красных зон, никакая бы госпомощь не помогла. Именно новости и репортажи оказались востребованы читателями как никогда, причем не только статистика заболевших и выздоровевших, но и рассказы о героях-медиках, о волонтерах, развозивших продуктовые наборы одиноким старикам и многодетным семьям. Любая информация в авторитетных СМИ была и остается востребованной у читателей: у «АиФ» даже выросла подписка, а по рекламным поступлениям удалось выйти на докризисный уровень.

 

Ту же тему - СМИ в условиях пандемии - обсуждали недавно в Ростове-на-Дону участники мероприятия под названием «Редсовет». Как видно уже из его названия, участие в нём приняли редакторы газет и журналов, интернет-СМИ из разных регионов России. Провела встречу «Анри-Медиа» - компания по организации образовательных программ для медиапрофессионалов, созданная в 2009 году по инициативе региональных издателей.

 

На редсовет в Ростов прибыли руководители редакционных коллективов и журналисты, создавшие собственные телеграмм-каналы, и из ближних регионов Воронежа и Белгорода, и из дальних - Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска. Все коллеги, делившиеся опытом, говорили, в общем-то, то же самое, что прозвучало и на всероссийском форуме: актуальная информация из уст профессионалов медиасферы сегодня востребована как никогда.

 

Чисто технические вопросы: как организовать работу редакции на удалёнке были, кстати, не самыми интересными. Редакторы районных и городских газет Ростовской области узнали для себя много нового из выступлений «телеграмщиков» - журналистов, создавших свое собственное интернет-СМИ мини-коллективом из нескольких человек (или даже в одиночку). Особенно востребованными они оказались в небольших городах, где раньше местные новости передавались «сарафанным радио», а теперь их можно прочитать в Интернете.

 

Короткая, но яркая речь красноярца Виктора Самусенко, автора и создателя Telegram-издания «Борус», так и была озаглавлена в программке мероприятия: «Один в инфо-поле-воин. Как я создал самое читаемое в Сибири Telegram-издание». У его личного СМИ, как признался Виктор, есть только один недостаток: если единственный его автор сменит место жительства или, не дай бог, заболеет, «Борус» прекратит своё существование.

 

Выступление Алексея Максимука из Ростова-на-Дону тоже называлось скромно, но со вкусом «Человек-оркестр: основатель, издатель и редактор Telegram-издания «Тютина». Как мы отказались от сайта и переехали в Телеграм».

 

Валентина Пермякова, главный редактор «Городских вестей» и «Ревда-инфо.ру» из Свердловской области рассказала, как журналисты местной газеты раскрутили канал в телеграме и уже продают туда рекламу. Собственно, эта часть заседания так и называлась: «Телеграм-каналы как отдельный вид СМИ».

 

Традиционные СМИ организаторы оставили «на десерт». Пожалуй, самым интересным в этом блоке профессионального разговора журналистов стал мини-доклад Ирины Самохиной, генерального директора донского Издательского дома «Крестьянин». Своё выступление она озаглавила «Рил Рок. Как мы выжили на спецпроектах».

 

Под «Рил Роком» (это фильм про невероятные восхождения на горные пики), очевидно, подразумевается экстрим, который пережила редакция в условиях пандемии. А спецпроекты связаны с привлечением новой читательской аудитории и новых рекламодателей, в том числе, и в социальных сетях. Журналисты отслеживают последние новости в аграрном секторе экономике и вокруг него - всё, что может заинтересовать сельских бизнесменов от фермера до руководителя крупного агрохолдинга. И размещают свои аналитические обзоры на интернет-сайтах и в газете «Крестьянин».

 

Вот что значит опыт и доскональное изучение своей темы («Крестьянин» в следующем году будет отмечать своё тридцатилетие) - спецпроекты хорошо пошли и в газете, которая в последние годы выходит тиражом 12 тыс.экземпляров, и на интернет ресурсах.

 

Выводы из всех этих обсуждений наших медийных проблем (и не только на разного рода форумах, но и везде, где собирается больше двух журналистов - хотя бы и в онлайне) напрашиваются сами собой: поработаем ещё, коллеги!