Еще год назад упаковку из 100 медицинских масок можно было приобрести в российских аптеках за 220 рублей. Сейчас, после пика эпидемии, спрос на маски и антисептики стал заметно меньше, а производителей – больше. Стоит ли ждать возвращения прежних низких цен? И на что рассчитывают компании, которые включились в этот «масочный» бизнес? Попробуем разобраться.

Рост продаж – 400%. Эпидемия коронавируса заставила по-новому взглянуть на использование средств персональной защиты, такие как медицинские маски, одноразовые перчатки, а также антисептики. В период с февраля по март продажи этих видов продукции, в сравнении с прошлым годом выросли на 400% (Рисунок 1).

i1.png

Рисунок 1 – Продажи медицинских масок и антисептиков в период с января по май 2019 и 2020 гг. (млн. руб.)

Источник: https://www.statista.com/statistics/1117829/covid-19-medical-masks-and-antiseptics-sales-russia/

При этом фактически повсеместно ощущался дефицит медицинских масок и антисептиков (Рисунок 2), из-за чего цены выросли более чем 100%, а расходы домохозяйств в среднем по стране повысились на 220% на данную продукцию.

i2.png

Рисунок 2 – Результаты опроса россиян о наличии в розничной продаже масок и антисептиков (апрель 2020 г.)

Источник: https://www.statista.com/statistics/1107485/russia-public-opinion-goods-deficit-coronavirus/

Если раньше стоимость медицинских масок по стране варьировалась от 2 до 25 руб. за шт. (в зависимости от объема упаковки, производителя и торговой точки), то с наступлением пандемии ценовой коридор стал составлять 15-75 руб. за шт. По приблизительным оценкам, в пиковые недели пандемии ежедневный спрос на медицинские маски мог составлять порядка 30 млн единиц. При этом до эпидемии коронавируса общий объем рынка медицинских масок составлял примерно 300 млн в год, из которых 45% составлял импорт, преимущественно из Китая.

Столкнувшись с нехваткой продукции, уже в апреле Россия нарастила объёмы отечественного производства медицинских масок до 8,5 млн единиц в сутки, при объемах импорта в 4,3 млн единиц в сутки (Рисунок 3). При этом, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, до начала эпидемии коронавируса российские предприятия могли производить не более 6 млн медицинских масок, хотя в реальные объемы рынка были в 2-2,5 раза меньше.

i3.png

Рисунок 3 – Производство средств индивидуальной защиты по состоянию на апрель 2020 г. (тыс. шт. в сутки)

Источник: https://www.statista.com/statistics/1114485/ppe-production-and-import-russia-by-type/

Новый выгодный бизнес? Такие изменения конъюнктуры рынка не могли не повлиять на состав участников. Если до пандемии производство бытовых непрофессиональных средств индивидуальной защиты было не самым привлекательным бизнесом (низкая себестоимость, небольшая маржинальность, стабильно невысокий спрос), то после введения первых серьезных ограничительных мер в Китае, ситуация в корне изменилась.

До эпохи коронавируса производством и продажей медицинских масок занимались несколько сотен компаний. При этом локальное производство и поставки из-за рубежа в количественном выражении были примерно одинаковы. Самыми крупными производителями масок как до пандемии, так и сейчас являются: ООО «КИТ» (Владимир), ООО «Медплант» (Москва), ООО «Лейко» (Тверь), ООО «Эвтекс» (Иваново), ООО «УралПромМед» (Ижевск), АО «ЗДРАВМЕДТЕХ-Е» (Екатеринбург) и некоторые другие.

Рынок медицинских масок за несколько месяцев пандемии вырос более чем в 5 раз. Если раньше отечественные компании могли продавать менее миллиона масок в сутки, то сейчас счет идет на миллионы (Рисунок 3). Данные цифры не учитывают продажи различного рода немедицинских масок, завозимых из Китая и производимых небольшими организациями.

Большинство поставщиков как минимум удвоили объемы производства, а некоторым даже удалось поучаствовать в крупных заказах, сравнимых с годовыми объемами всего 2019 года. Так, контракт с Москвой принес ООО «КИТ» («Компания инновационных технологий») заказ более, чем на 200 млн. масок. Стоимость масок в документах закупки была около 7 руб.

Необходимо отметить, что себестоимость медицинской маски до пандемии была около 1 руб., а сейчас почти 7 руб. Увеличение себестоимости произошло из-за сырья, цены на которое взлетели в 5-6 раз. В медицинских масках между двумя слоями спанбонда обычно находится фильтрующий слой мельтблауна. Если раньше сырье для масок стоило около 170 руб. за кг, то сейчас цена может доходить до 700-900 руб.

Это и определяет во многом конечную стоимость продукции, которая вряд ли будет снижаться даже при падении спроса – сомнительно, что поставщики начнут предлагать товар себе в убыток.

Вторая волна дохода? Дальнейшие перспективы рынка масок оценить достаточно сложно. С одной стороны, уже сейчас продажи средств защиты органов дыхания по сравнению с апрелем упали более чем в два раза. Спрос впервые с мая опустился ниже 4 млн шт. в сутки, однако более чем в 10 раз превышает продажи 2019 года. Ослабление «масочного режима» и других антикоронавирусных мер заставили людей если не полностью отказаться от средств защиты, то, по крайней мере, перейти на использование многоразовых аналогов. В московском транспорте сейчас только каждый пятый пользуется масками, даже несмотря на существующие рекомендации.

Однако производителям масок вряд ли придется сворачивать бизнес. Около половины Россиян уверены во второй волне коронавируса. И смирились с тем, что медицинская маска надолго вошла в список обязательных предметов любой домашней аптечки. И вероятно продолжат делать запасы – покупать средства защиты «на случай новой эпидемии».

Если говорить о немедицинских масках, то этот рынок в мире ждут миллиардные обороты. Если в период пика заболеваемости многие модные бренды Европы и США выпускали защитные маски миллионными тиражами и бесплатно отправляли в больницы, то теперь пришло время вполне рыночных предложений для заинтересованных покупателей. Доказательством этому служит тот факт, что многие модные бренды (GAP, Banana Republic, Old Navy, Dsquared2 и др.), отнеслись к данному аксессуару не как к мимолетной моде, а как к тренду, который с нами надолго.

Антисептиков больше в 6 раз. Несколько по-другому выглядит рынок антисептиков. Да, производство антибактериальных средств — одна из тех отраслей экономики, которые получили в эпоху пандемии мощный импульс для развития. ВОЗ заявила, что антисептики на спиртовой основе – гарантированное средство для эффективного уничтожения опасных микроорганизмов. Как результат, спрос на них в 2020 году вырос в 5-6 раз по сравнению с 2019 годом. Однако в отличие от масок, этот рынок и до коронавируса двигался вверх – в 2018 году в натуральном выражении он прибавил 30%, а в 2019 вырос практически вдвое.

К началу пандемии около 10 российских предприятий производили примерно 17 млн литров антисептической продукции в год (или примерно 45 тыс. литров в день). Начиная с марта производители показали чудеса повышения эффективности и нарастили производство в 6 раз, достигнув суточного объема более чем в 300 тыс. литров. При этом число компаний на рынке также выросло в 6-7 раз.

На взрывной рост продаж отреагировали различные поставщики парфюмерии, косметики и медицинских препаратов. Среди лидеров российского рынка антисептиков: ООО «Бентус лаборатория» (которая первая заняла фактически пустую нишу, но затем потеснилась конкурентами), ООО «Интербиомед» и ООО «ИНТЕРСЭН-плюс».

Быстро отреагировал на изменение конъюнктуры рынка в концерн «Эвалар», который запустил линию по разливу спиртосодержащих косметических средств до начала эпидемии, но оперативно перешел на производство антисептиков. Faberlic также перепрофилировал производство на выпуск санитайзеров.

Что дальше? В целом следует отметить, что сейчас рынок масок и дезинфицирующих средств остывает после весеннего перегрева. Спрос и цены несколько снизились, однако вряд ли мы сможем вернуться к докоронавирусным объемам. И вот почему.

Во-первых, во многих регионах действуют разного рода ограничения по использованию защитных средств. Во-вторых, существуют как рекомендации, так и требования Роспотребнадзора относительно использования индивидуальных средств защиты и санитарной обработки помещений.

Напомним, что организации, где сотрудники постоянно контактируют с клиентами (например, спортцентры, санатории, детсады, парикмахерские и салоны красоты), обязаны проводить регулярную санитарную обработку. Для этого даже существует специальная программа государственной поддержки бизнеса, в рамках которой последнему полагается субсидия в размере 15 тыс. рублей.

Вероятно, многие участники рынка останутся на нем. Компании, которые сумели воспользоваться ситуаций и нарастить объемы производства, сейчас находятся в наиболее выгодном положении – они готовы к росту спроса и при этом смогут контролировать себестоимость за счет повышения эффективности. Но входной билет на рынок для новичков значительно подорожал, особенно с учетом того, что новый виток ажиотажного спроса нам вряд ли грозит, даже в случае т.н. «второй волны» коронавируса.

Тем не менее, надо признать: маски и средства дезинфекции прочно вошли в наш обиход – на ближайшие несколько лет точно. На это и рассчитывают нынешние участники рынка.