Пока весь мир подсчитывает убытки, они – прибыль. Какие компании и бизнесы сумели не только не потерять доходность в период режима самоизоляции, но и хорошо заработать? А у кого еще вся прибыль от пандемии впереди? Выясним.

Выигрышные отрасли. Исторически кризисы имеют различные основания. Что отличает их по характеру и последствиям. Нынешние проблемы в мировой экономике – следствие масштабной эпидемии, которая затронула всех. В том числе и нашу страну, которая в следующем году, по прогнозам, может недосчитаться 5% ВВП.

При погружении экономики в кризисный процесс всегда возникают отрасли (или отдельные бизнес-направления), которые страдают в наибольшей степени. Но есть те, кто выигрывает от кризиса. Их, как правило, меньшинство. Речь о них пойдет ниже.

Условно «бенефициаров» ситуации можно разделить на 3 большие группы:

1. цепочка отраслей, напрямую связанных с возросшими потребностями медицинского (или «околомедицинского») характера;

2. отрасли, нашедшие возможность сопровождения повседневной жизни населения в новых условиях «удаленки»;

3. группы IT-компаний, которые взяли на себя функционал по удаленному сопровождению деятельности значительной части бизнес-процессов.

Первая группа. С этой группой ситуация ясна: повышенный спрос на продукцию позволил увеличить объемы производства и реализации при одновременном росте доходности бизнеса. На других же получателях «кризисных дивидендов» стоит остановиться подробнее.

Вторая группа. Рестораны, образовательные учреждения, частные преподаватели (причем сфера преподавания не важна, главное – проведение дистанционных занятий через соответствующие приложения), службы доставки еды и иных товаров – все перечисленные сферы, изыскавшие возможность перехода в режим онлайн-взаимодействия со своими клиентами, оказались в выигрыше.

Причем ряд компаний из перечисленных выше не только смогли компенсировать убытки «отключения» привычного офлайн-взаимодействия со своими клиентами (наиболее яркий пример – рестораны). Но и сформировали серьезный задел на «послевирусное» будущее. И далеко за примерами ходить не надо. Так, еще в марте, когда «пиковый» период ограничительных мер не был достигнут, ритейлер «Утконос» заявлял о почти 400% приросте объема заказов (неделя к неделе), а выручка «Яндекс-Лавки» достигла 900 млн. рублей в апреле при том, что показатели всего первого квартала не превышали 800 млн. рублей.

Та же тенденция сформировалась и в онлайн-образовании, когда прирост объемов продаж за 1 кв. 2020 года составил 20% относительно показателей того же периода 2019 года. При этом в абсолютном выражении совокупная выручка 30-ти крупнейших российских edtech-компаний составила 2,8 млрд руб., увеличившись на 0,9 млрд. рублей по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

Третья группа. Эта категория «выгодоприобретателей» – технологичные IT-структуры, предложившие наиболее стабильные программные решения, прежде всего – для бизнеса. Речь идет о программах, использование которых позволило компаниям (причем сфера их деятельности в данном случае не так важна) минимизировать неудобства работы в дистанционном режиме и максимально приблизиться к обстановке офиса.

Компании-разработчики и владельцы подобных приложений/программ (среди них: Viber, Drop Box, TeamViewer, Zoom и т.д.) существенно расширили объемы своего бизнеса. Причем не на короткий период «самоизоляции», а с долгосрочным заделом на будущее. К этому же списку можно отнести и российских игроков IT-рынка: например, компания «Крок» предложила работодателям следить за разговорами и компьютерами сотрудников на «удалёнке» – это решение с высокой долей вероятности найдет своих потребителей и после отмены всех ограничений. Очевидно, часть организаций сохранит режим «home office» для некоторых сотрудников, поскольку это прямой и эффективный путь снижения издержек для бизнеса.

Однако наиболее показательна в этом смысле статистика Компании Zoom: только 11 марта 2020 года 343 тыс. человек во всем мире скачали это приложение, а стоимость акций компании возросла в 2 раза с начала пандемии!

Кто еще может заработать? Среди отраслей, которые могут выиграть от пандемии – туризм. Особое внимание стоит обратить на кардинально возросшие возможности для игроков рынка внутрироссийского туризма. Сохранение режима «закрытых границ» автоматически перенаправило поток туристов, не имеющих в настоящее время возможности отдыха на привычных иностранных курортах, на российское побережье и в отечественные санатории и турбазы.

Иначе говоря, в наступающем сезоне российская туриндустрия получит беспрецедентный поток инвестиций без каких-либо усилий на их привлечение. С другой стороны, ключевая проблема российских курортов – неразвитость инфраструктуры. Эту проблему отрасль могла бы решить сейчас на фоне «удачного» стечения обстоятельств. Будет или нет использована образовавшаяся возможность для формирования эффективного задела на будущее, покажет ближайший год.