Уровень безработицы в развитых странах мира будет рекордным со времен Великой депрессии 1930-х годов, как это уже произошло в США минувшей весной, прогнозирует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Выход из кризиса ожидается не ранее 2022 года. Что ждет Россию? Чем отличаются наши регионы от американских Штатов?

Американский опыт. Коронавирус серьезно повлиял на все аспекты нашей жизни, но одна из серьезных проблем, с которой столкнулись все страны – состояние рынка труда, сокращение занятости и рост безработицы. Это явление самым негативным образом влияет на состояние экономики. Недаром американские фондовые индексы очень чувствительны к изменению показателей занятости – безработицы в стране. И ежемесячные публикации статистики рабочих мест сразу отражаются на росте или падении индексов.

Этот тренд не меняется десятилетиями. Так, последняя публикация статистики рабочих мест в первых числах июля 2020 года, в которой уровень безработицы за июнь впервые после пандемии опустился до 11% , привел к тому, что американские фондовые биржи закрылись в плюсе. В целом такой уровень безработицы для американской экономики очень высокий: на протяжении последних лет он не превышал 3,9%. Еще в феврале 2020 года уровень безработицы в США был на уровне 3,5%, а уже в апреле – 14,7%. Такого высокого показателя в США не было со времен Великой депрессии.

Российское «отставание». В России подобного уровня безработицы не было с начала перестройки, а в 1997-1998 годах показатель находился на уровне 13,3%. В последние годы он в среднем превышал показатели США в 1,5 раза. Но в то же время с началом пандемии у нас не было такого резкого скачка, как в США. Статистика выглядит следующим образом:

bezrabotica.jpg

Такой же резкий подъем безработицы наблюдался и во многих европейских странах. Например, в Австрии в марте был зафиксирован рекордно высокий уровень безработицы – 12,2%, а в Израиле за период с февраля по март этот показатель вырос с 4% до 24,1%.

Секрет «спокойных» показателей. В России на фоне других стран ситуация более спокойная, и даже складывается впечатление, что ничего неблагоприятного на рынке труда не происходит. Но это впечатление при более глубоком анализе совсем не такое радужное. Да, конечно, это не рост в три раза, как в других странах. Но у нас есть свои нюансы, которых, может быть, нет в других странах, но которые во многом объясняют такие «спокойные» показатели.

Вначале стоит отметить: еще с начала перестроечных лет на фоне восточноевропейских стран, в которых происходил почти такой же переходный период, как в России, уровень безработицы был в разы выше, чем сейчас. Экономисты объясняли это явление в основном высоким уровнем скрытой безработицы и избыточной занятостью. Скрытая безработица проявлялась в оформлении отпусков без сохранения заработной платы, в переходе на неполное рабочее время, многомесячных невыплатах заработной платы. И такие сотрудники, как правило, не ищут работу, не готовы ее менять и надеются после спада вернуться на свое рабочее место.

Это явление во многом проявилось и сейчас. Это психология поведения, менталитет русского человека. И если в других странах работники даже при однократной невыплате заработной платы тут же оформляют пособие по безработице, ищут новое рабочее место и готовы менять место проживания для этого, в нашей стране такие действия происходят иногда уже в самый критичный период.

Что в регионах? В России, в отличие от других стран, очень большая дифференциация по показателям общей безработицы по регионам. Так, например, в США по состоянию на февраль 2020 года, минимальный уровень безработицы был в штате Нью-Хемпшир – 2,4%, а самый высокий – в штате Флорида – 3,5%. В России самый низкий уровень безработицы, по данным на февраль 2020 года, составлял 1,5% для Москвы, а самый высокий в Ингушетии – 26,3%.

Такой разброс в цифрах говорит об очень разном уровне экономической активности, несбалансированном рынке труда и крайне низкой мобильности рабочей силы. В условиях пандемии рост безработицы идет практически пропорционально по всем регионам. Но вот восстановление для регионов с низким уровнем безработицы будет более быстрым, чем для регионов с высоким уровнем безработицы. Здесь можно провести параллель между Россией и западными странами. Там, где деловая активность выше, восстановление экономики и снижение безработицы идет более быстрыми темпами.

Наша особенность. Есть и еще отличия, которые объясняют такие показатели по безработице. Только у нас есть два показателя уровня безработицы – регистрируемый (это те, кто зарегистрирован в службе занятости в качестве безработного) и общий уровень безработицы, который рассчитывается по методологии МОТ (по результатам выборочных наблюдений).

Регистрируемая безработица у нас традиционно находится на низком уровне и не отражает реальную картину на рынке труда. Но в период пандемии этот показатель увеличился в 3,5 раза! И даже в регионах с минимальным уровнем регистрируемой безработицы он вырос в несколько раз – Москва, Московская область. Этому во многом способствовало то, что в период кризиса была упрощена система регистрации в качестве безработного в службе занятости и повышены пособия по безработице.

Но также с большой долей уверенности можно утверждать, что и показатели общей безработицы не отражают реальную картину на рынке труда. И они никогда ее не отражали, потому что надежность опросов недостаточно велика. Даже при упрощении системы регистрации в службе занятости и повышении пособия, определенная (и могу допустить, что достаточно большая) часть граждан, лишившись работы, никак о себе не заявляет.

Именно эти отличия могут объяснять скачок безработицы в других странах, в которых рынок труда реагирует почти мгновенно и идет резкое повышение безработицы, а в случае роста деловой активности все быстро приходит в норму. Но у нас этот процесс растянется надолго – мы медленно раскачиваемся и долго потом восстанавливаемся. И правительству придется прилагать усилия, чтобы ситуация стабилизировалась.

Выводы. Так что можно с большой долей уверенности утверждать, что в обозримом будущем такого высокого статистического показателя безработицы в целом по стране, как в США,   у нас не будет. Однако реальная картина, скорее, немного другая. Но она скрыта от официальной статистики. И изменить ее могут сами граждане, если будут вести себя на рынке труда, как граждане других стран. Ну и сама система трудовых отношений должна меняться. Работник должен чувствовать себя защищенным, а работодатель нести социальную ответственность за своих работников.