АВТОР
Борис Альтшулер
руководитель правозащитной организации «Право ребенка»


Навстречу голосованию 1 июля: актуальные цитаты

Андрея Дмитриевича Сахарова

 

Можно только приветствовать, что в связи с грядущим в мае 2021 года 100-летием академика Сахарова (1921-1989) Президент Российской Федерации Владимир Путин издал Распоряжение (от 18.03.2019 № 81-рп) «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова». Согласно этому Распоряжению, образован Организационный комитет под председательством Президента РАН академика А.М. Сергеева. Ведется многоплановая работа, одна из задач которой — представить научное и общественное наследие Сахарова в контексте сегодняшнего дня. Я был знаком с Сахаровым в течение 20 лет и тоже участвую в этой работе.

 

В этой заметке – о прямой связи деятельности Сахарова в СССР в период Перестройки с самыми насущными проблемами Российской Федерации сегодня. Бурная эпоха последних семи лет существования СССР, получившая название «Перестройка» — это годы надежд на создание в нашей стране предсказуемой, стабильной, ответственной перед населением формы государственного управления, называемой «демократией». И это годы крушения этих надежд, что предопределило историю России с 1992 года по настоящее время, а, похоже, и в будущем. Потому что те глубокие системные причины, которые тормозили демократические реформы тогда, в полной мере присутствуют и сегодня.

 

Сахаров жил и действовал в первые 5 лет этой бурной 7-летки, в 1985-1989 годы. С его именем прямо связаны первые два чуда перестройки: освобождение политзаключенных в 1987-1988 годах и подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года Договор СССР и США о ликвидации ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Благодаря этому Договору человечество сделало шаг от края пропасти. Сравнительно недавно рассекреченные у нас и в США эпизоды эпохи Холодной войны говорят о том, что мир только по счастливой случайности избежал всесожжения в огне термоядерной войны. Роль Сахарова в заключении этого Договора 1987 года была ключевой, действие этого Договора прекратилось в августе 2019 года, что очень опасно. Но это уже не та давняя, а наша современная история, теперь уже, увы, без Сахарова.

 

Оба названных исторических чуда Перестройки были ударом по всемогуществу двух главных правящих элит СССР – партийной номенклатуры и номенклатуры военно-промышленного (военно-политического) комплекса. Сахаров писал, что именно эти две силы в октябре 1964 года с легкостью сбросили Хрущева, попытавшегося минимальным образом посягнуть на привилегии партаппарата и военные расходы. И Сахаров понимал, насколько непрочно положение Горбачева и его соратников, затеявших перестройку. Он хорошо знал историю России, давшую немало примеров, когда благие реформаторские порывы первых лиц государства каждый раз тонули в трясине государственной бюрократии, не желавшей таких реформ, которые вынудят чиновников подчиняться закону и бояться избирателей. И снова, и снова получалось «как всегда» (вспомним незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», «Никогда так не было, и вот опять»…).

 

Но Сахаров знал также, что «будущее непредсказуемо и не определено», или на языке точных наук: «Наша страна находится в точке бифуркации» (то есть математической непредсказуемости, — из его выступления в ФИАНе (Физический институт им. П.Н. Лебедева Академии наук) 11 декабря 1989 года, за три дня до неожиданной кончины). А если так, значит «будущее творится всеми нами — шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии…» и «велика роль личности, которую судьба поставила у каких-то ключевых точек истории…». Курсив – цитаты Сахарова.

 

Уникальность Сахарова в том, что он угадывал, чувствовал эти ключевые моменты, и не упускал исторический шанс, и действовал, сознавая, что завтра может быть поздно, что трясина затянет — «как всегда».

 

Одним из таких ключевых моментов был 1-й Съезд Народных депутатов СССР, проходивший в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 года. В 1988-1989 годах усилилось сопротивление консервативного крыла КПСС перестроечным реформам, торможение перестройки было очевидным. В этих условиях была уместна и необходима инициатива Горбачева о формировании нового высшего органа государственной власти СССР Съезда народных депутатов. К сожалению, установленная процедура избрания народных депутатов обеспечила большинство Съезда представителям консервативного крыла КПСС, хотя депутатами Съезда стали и ряд демократически настроенных кандидатов, включая А.Д. Сахарова. Приведу выдержки из его выступлений на Съезде (курсивом):

 

— Сахаров, 25 мая:

«Мы исходим из того, что данный Съезд является историческим событием в биографии нашей страны. Избиратели, народ избрали нас и послали на этот Съезд для того, чтобы мы приняли на себя ответственность за судьбу страны, за те проблемы, которые перед ней стоят сейчас, за перспективу ее развития.»…

«Я предлагаю принять в качестве одного из первых пунктов повестки дня Съезда Декрет Съезда народных депутатов СССР «О власти», устанавливающий, что исключительным правом Съезда народных депутатов СССР является принятие законов СССР, назначение высших должностных лиц СССР, в том числе Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР.».

 

— Сахаров, 27 мая:

«В течение последнего года в нашей стране был принят ряд законов и указов, которые вызывают большую озабоченность общественности. Это указы о митингах и демонстрациях, об обязанностях и правах внутренних войск при охране общественного порядка, которые были приняты в октябре прошлого года.

По моему мнению, эти указы представляют собой шаг назад в демократизации нашей страны и шаг назад по сравнению с теми международными обязательствами, которые приняло наше государство. Они отражают страх перед волей народа, страх перед свободной демократической активностью народа».

 

— Сахаров, 9 июня 1989 года (заключительный день работы 1-го Съезда народных депутатов СССР).

Председатель Михаил Горбачев дал Сахарову 5 минут, а он говорил 15 минут, зал его захлопывал, а он говорил, перекрикивая этот шум и колокольчик председателя. Потому что он знал, что идет прямая трансляция, что его видит и слушает вся страна, и он, пользуясь этой уникальной возможностью, говорил: «Я обращаюсь к народам Советского Союза». О чем он говорил?

 

Сахаров начал свое выступление словами: «Я считаю, что Съезд не решил стоящей перед ним ключевой политической задачи, воплощенной в лозунге: «Вся власть Советам!».

В политической ситуации 1989 года это означало требование освободить эти органы народовластия от партийного диктата. Сахаров призвал к отмене Статьи 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую роль одной партии – КПСС, и призвал Съезд принять «Декрет о власти», первый пункт которого гласит: «Статья 6 Конституции СССР отменяется». 

Но вот сейчас у нас в Российской Федерации уже 20 лет фактически однопартийная система, а новейшие изменения избирательного законодательства «обнуляют» саму идею свободных конкурентных выборов, гарантируя тем самым большинство «Единой России» в Госдуме на неопределенное время вперед. А значит России обеспечен новый «застой». Потому что без реальной конкурентной политической борьбы невозможно преодоление застойных явлений и, конечно, невозможно движение вперед.

 

Сахаров сказал: «Товарищи депутаты, на вас сейчас – именно сейчас! – ложится огромная историческая ответственность. Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем».

Как актуально это звучит сегодня, когда принимаются законы, превращающие местное самоуправление в придаток региональных органов исполнительной власти! Между тем, именно зависящая от местных избирателей местная власть – основа демократического строя во всех развитых странах. И как тут не вспомнить земскую реформу местного самоуправления Императора Александра II, которая была последовательно проведена и эффективно работает до сих пор в единственной провинции бывшей Российской империи – Финляндии.

 

И также, выступая 31 год назад на трибуне 1-го Съезда народных депутатов СССР, Сахаров сказал слова, актуальность которых сегодня очевидна: «По действующей Конституции Председатель Верховного Совета СССР обладает абсолютной, практически ничем не ограниченной личной властью. Сосредоточение такой власти в руках одного человека крайне опасно, даже если этот человек – инициатор перестройки. В частности, возможно закулисное давление. А если когда-нибудь это будет кто-то другой?».

 

Закулисное давление партийной и военной номенклатуры на Михаила Горбачева было колоссальным, заручиться самой широкой поддержкой «снизу» он не смог или не решился. Результат – торможение реформ, путч августа 1991 года и распад СССР в декабре 1991-го. 9 июня 1989 года Сахаров, выступая на Съезде, говорил о возможности такого исхода: «Если мы будем плыть по течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему в далеком будущем, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми трагическими последствиями».

 

Конституция Российской Федерации 1993 года наделила Президента Российской Федерации абсолютной, практически ничем не ограниченной личной властью. А поскольку многовековую мудрость «Короля играет свита» никто не отменял, то реальные властные полномочия в нашей стране осуществляет аппарат – Администрация Президента Российской Федерации, орган власти, Конституцией РФ не предусмотренный.

 

Действующий Президент Российской Федерации Владимир Путин, другие авторы тех изменений Конституции РФ, которые планируется утвердить Всероссийским голосованием 1 июля с.г., не раз заявляли, что сознают проблему излишней персонификации власти. К сожалению, из простого ознакомления с текстом предложенных изменений видно, что они ни на йоту не приближают решение этой действительно очень серьезной проблемы. В том числе нестабильность при персональной смене первого лица государства, увы, гарантирована, то есть свято соблюдена эта вековая традиция Российской империи, а потом СССР.

 

Но в предлагаемом тексте Конституции РФ есть и нечто новенькое – в статью 83, определяющую полномочия Президента Российской Федерации, предлагается внести дополнительный пункт «д1», гласящий, что «руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности» Президент назначает на должность «ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ с Советом Федерации».

Я выделил заглавными буквами слова, вызывающие, мягко говоря, недоумение. Какой процедурный нормативно-правовой смысл вкладывают авторы изменений Конституции РФ в это словосочетание «после консультаций»? И ведь не рассказ для детей младшего возраста писали, а Основной Закон страны.

Остается только повторить вслед за Юрием Дудём одно слово «Позор!».

 

Выступление Андрея Дмитриевича Сахарова 9 июня 1989 года (о неограниченной личной власти на 5-й минуте):

https://www.youtube.com/watch?v=LGnqZ8HPv0g&t=368s

 

Борис Альтшулер,

старший научный сотрудник Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН,

член Московской Хельсинкской группы,

Председатель Правления РОО «Право ребенка»