Билл Кондон (режиссер таких разноплановых картин, как, например, «Боги и монстры» и «Сумерки. Сага. Рассвет») снял «Пятую власть» — фильм о сайте WikiLeaks. Точнее, как бы о сайте: сценарий ленты основан на книге Даниэля Домшайта-Берга, бывшего сотрудника ресурса. Другими словами, в фильме Кондона представлена сугубо субъективная точка зрения. В США лента вышла на экраны еще в середине октября — и уже успела провалиться в прокате. Неудачу можно было бы списать на ветреность американской публики — дескать, вчера еще зачитывались газетными статьями об Ассанже, а сегодня уже всем наплевать. Но у работы Кондона хватает и собственных проблем. В самом начале «Пятой власти» Домшайт-Берг (в исполнении Даниэля Брюля) лично знакомится с Джулианом Ассанжем (Бенедикт Камбербэтч), приехавшим в Германию на слет хакеров. Виртуальное знакомство между ними завязалось раньше — оба интересовались распространением информации в Сети и вели по этому поводу переписку. Ассанж приехал в Берлин, чтобы представить собственный проект WikiLeaks — но заинтересовать других посетителей конференции, кроме Домшайта-Берга, он не сумел. Поначалу знакомство с Ассанжем настолько вдохновило Домшайта-Берга, что ради работы над WikiLeaks он даже готов был отказаться от личной жизни (его подругу в фильме играет Алисия Викандер). Однако к 2010 году их представления о том, как должен функционировать сайт, полностью разошлись. Грубо говоря, Ассанж считал, что на WikiLeaks информация должна появляться вообще без редактуры — именно в этом он и видел суть ресурса. Домшайт-Берг же опасался, что такой подход может навредить осведомителям. Конфликт достиг критической точки примерно тогда, когда ресурс WikiLeaks оказался на пике популярности. Понятно, что «Пятая власть», как и практически любая другая картина, «основанная на реальных событиях», не дает возможности составить представление о самих реальных событиях. Дело не только в том, что, по сути, она является рассказом одного из заинтересованных участников событий. Сценарий «Пятой власти» достаточно фрагментарен, основную сюжетную линию разрывают эпизоды с участием, в частности, египетского информатора и американских чиновников. Если зритель не знаком с историей WikiLeaks, фильм не позволит ему составить четкого представления о том, чем именно являлся сайт и почему вокруг него возникла такая шумиха. Если же зритель что-то читал о ресурсе, из ленты Кондона он вряд ли почерпнет что-то новое. Кроме того, многочисленные претензии в адрес фильма, озвученные настоящим Ассанжем и его коллегами по сайту, в общем-то, обоснованны. Фильм действительно однобок — более того, он вообще не о WikiLeaks и его создателе. Главным героем тут, безусловно, является Домшайт-Берг. «Пятая власть» — это история о его душевных терзаниях, о профессиональном росте, о том, как Даниэль ссорится и мирится с девушкой, а также находит кумира — но тот оказывается монстром. Ассанж в фильме — настоящий антагонист, бесчувственный эгоцентрик, который, кроме всего прочего, красит волосы (что, видимо, должно отражать его моральную несостоятельность). Парадокс в том, что Брюль — исполнитель фактически главной роли — до своего оппонента Камбербэтча явно не дотягивает. Персонаж, к которому зрители, по задумке создателей «Пятой власти», должны относиться с антипатией, в результате выглядит в разы ярче главного героя. И это при том, что и в реальности Берг, очевидно, поприятнее Ассанжа, а ничего существенного об основателе WikiLeaks в фильме не рассказывается. Просто за мимикой и интонациями Камбербэтча наблюдать намного интересней, чем за невнятным сюжетом «Пятой власти», а также всеми остальными персонажами картины вместе взятыми. В самом конце фильма (давайте не будем вспоминать слово «спойлер» при обсуждении произведения, посвященного WikiLeaks) у создателей «Пятой власти» внезапно просыпается чувство юмора. В финальной сцене Ассанж (не настоящий, а все еще в исполнении Камбербэтча) показан в здании посольства Эквадора в Лондоне — там, как известно, создатель WikiLeaks скрывается от преследования. Ассанж-Камбербэтч беседует с каким-то абстрактным журналистом и, кроме всего прочего, обсуждает фильм Кондона. Он, в частности, говорит, что «Пятую власть», разумеется, ни в коем случае нельзя рассматривать как подлинную историю — хотя бы по той причине, что в ее основе лежит книга его бывшего лживого сотрудника. Хорошо, что создатели фильма признаются в его недостоверности. Было бы еще лучше, если бы в самом начале они сообщили зрителям, что их выдуманная история получилась заметно более скучной, чем рассказ о реальных событиях в изложении «Википедии».