Кемеровчанин Роман Янченко стал первым в России журналистом, попавшим в «режим изоляции» от СМИ других государств, который, похоже, намерены вводить российские власти.

 

Мировой суд Заводского района Кемерово вынес ему предупреждение за сотрудничество с польским телеканалом «Белсат TV» без аккредитации в МИД РФ в качестве «иностранного корреспондента». По сообщению сайта Тайга.инфо, протокол на него был составлен еще в марте 2020 года: после съемок пикетов экоактивистов в Новокузнецке сотрудники полиции заблокировали на выезде из города микроавтобус с журналистами, где находились корреспондент этого издания Яна Долганина и Роман Янченеко, у которого стражи порядка изъяли паспорт. Как он заявил в суде, вернули документ «только в обмен на объяснение по поводу съемок пикетов, которое легло в основу обвинения».

 

В протоколе было указано, что он «брал интервью у участников одиночных пикетов, используя для видеосъемки сотовый телефон и микрофон, маркированный наименованием телекомпании «Белсат», и поэтому, по мнению правоохранителей, должен был получить аккредитацию при МИД России.

 

Суд признал его виновным по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения, если такое разрешение обязательно»).

 

«Судя по всему, какая-то пришла задача, или распоряжение, или приказ - привлекать по этой статье независимых журналистов и блогеров, - полагает Роман - чтобы создать прецедент, который можно использовать против других журналистов».

 

Согласно действующему законодательству журналисту, имеющему российское гражданство, чем бы по роду деятельности он ни занимался, получать аккредитацию при МИДе нет надобности.

 

Как сказала «Новой газете» директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, в российской практике уже случалось, когда претензии предъявлялись журналистам – гражданам других стран, например, из-за отсутствия рабочей визы, но к российским журналистам никогда это не относилось.

 

«Удивительно, что полиция и вслед за ней суд считают, что журналисту для работы нужна лицензия. Достаточно посмотреть в законодательство о лицензируемых видах деятельности, чтобы увидеть – там нет журналистики. Не требует этого и Закон о СМИ», - говорит Галина Арапова.

 

Решение мирового суда Роман Янченко намерен обжаловать, дойдя, если понадобится, и до Европейского суда по правам человека.