Париж, 18 марта. По состоянию на конец вторника более 850 миллионов детей и молодых людей, примерно половина учащихся во всем мире, не имеют возможности посещать школы или университеты по причине пандемии коронавируса COVID-19. 102 страны осуществили закрытие школ в масштабах всей страны, а еще в 11 странах было осуществлено закрытие школ на местном уровне. Таким образом, число учащихся, которые не могут посещать образовательные учреждения, удвоилось, и ожидается, что этот показатель будет продолжать расти.

Масштаб и скорость закрытия школ и университетов представляют собой беспрецедентную проблему для сектора образования. Страны по всему миру стремятся заполнить образовавшийся вакуум решениями для дистанционного обучения, но неопределенная продолжительность закрытия учебных заведений затрудняет их усилия. Эти решения варьируются от высокотехнологичных альтернатив, таких как видео-уроки в режиме реального времени, до менее технологичных вариантов, таких как образовательные программы на радио и телевидении.

В качестве немедленной реакции на массовое закрытие школ ЮНЕСКО учредила целевую группу по вопросам COVID-19 для оказания консультативной и технической помощи правительствам, занимающимся предоставлением дистанционного образования учащимся. Организация также проводит регулярные виртуальные совещания с министрами образования со всего мира для обмена опытом и оценки приоритетных потребностей.

ЮНЕСКО также приступила к созданию Глобальной коалиции по вопросам образования и COVID-19, объединяющей многосторонних партнеров и частный сектор, включая компанию Microsoft и Ассоциацию GSMA, с целью оказания поддержки странам в процессе внедрения систем дистанционного обучения, с тем чтобы свести к минимуму нарушения в образовательном процессе и поддерживать социальный контакт с учащимися.

«Сложившаяся ситуация ставит перед странами огромные задачи по обеспечению бесперебойного обучения для всех детей и молодых людей на справедливой основе. Мы усиливаем наши ответные действия на глобальном уровне, создавая Коалицию для обеспечения быстрых и скоординированных мер реагирования. Помимо удовлетворения насущных потребностей, эти усилия предоставляют возможность переосмыслить понятие образования, расширить возможности для дистанционного обучения и сделать системы образования более устойчивыми, открытыми и инновационными», - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.

«Трудности возрастут в геометрической прогрессии, если закрытие школ будет продолжаться», - заявила заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини. «Школы, какими бы несовершенными они ни были, играют важнейшую роль в выравнивании социально-экономического положения различных слоев общества. Поэтому когда они закрываются, неравенство усиливается».

Основываясь на успехе организованной ЮНЕСКО 10 марта видеоконференции на уровне министров, в которой приняли участие 73 страны, Организация также будет регулярно организовывать вебинары и виртуальные совещания, чтобы представители стран могли обмениваться информацией об эффективности подходов, используемых в различных контекстах.

Неблагоприятные последствия закрытия школ трудно переоценить. ЮНЕСКО составила краткий перечень этих последствий, многие из которых выходят за рамки сектора образования, чтобы помочь странам предвидеть и смягчить остроту проблем. Негативные последствий закрытия школ перечислены ниже:

  • Нарушения процесса обучения.  Неблагоприятные последствия непропорционально затрагивают учащихся из малообеспеченных семей, которые, как правило, имеют меньше возможностей для получения образования за пределами школ.

  • Питание. Многие дети и молодые люди полагаются на бесплатное или льготное питание, предоставляемое в школах в качестве основного источника здорового питания. Закрытие школ лишает их этого ресурса.

  • Защита. Школы обеспечивают безопасность для многих детей и молодых людей. Когда они закрываются, молодые люди становятся более уязвимыми перед лицом различных рисков.

  • Родители не готовы к дистанционному и домашнему обучению. Когда школы закрываются, родителей часто просят способствовать домашнему обучению детей, но они часто не имеют возможности в полной мере справиться с этой задачей. Это особенно касается родителей с ограниченным уровнем образования и ресурсов.

  • Неравный доступ к цифровым порталам обучения. Отсутствие доступа к технологиям или хорошего Интернет-соединения являются препятствием для продолжения обучения, особенно для учащихся из неблагополучных семей.

  • Пробелы в уходе за детьми. В отсутствие альтернативных вариантов работающие родители часто оставляют детей одних, когда школы закрываются. Это может привести к рискованному поведению детей, в том числе к усилению давления со стороны сверстников и злоупотреблению психоактивными веществами.

  • Высокие экономические издержки. Когда школы закрываются, работающие родители чаще пропускают работу, чтобы заботиться о детях. Это приводит к потере дохода и снижению производительности.

  • Усиление давления на школы и школьные системы, которые остаются открытыми. Закрытие школ на местном уровне обременяет школы, поскольку родители и должностные лица определяют детей в открытые школы.

  •  Повышение показателей отсева учащихся. Задача заключается в том, чтобы обеспечить возвращение и пребывание детей и молодежи в школе по окончании закрытий. Это особенно верно в отношении затяжных закрытий учебных заведений.

  • Социальная изоляция. Школы — это центры социальной активности и взаимодействия людей. Когда школы закрываются, многие дети и молодые люди лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития.

****

Регулярные обновления ЮНЕСКО о влиянии коронавируса COVID-19 на образование