Для представителей ЛГБТ-сообщества знакомства в интернете нередко заканчиваются трагически.


Чтобы не стать жертвой преступления, необходимо соблюдать ряд несложных правил. © FreeImages.com Content License

В России совершают правонарушения, о которых почти не говорят. В сводках СМИ подставные свидания не мелькают, в отчетах госорганов не упоминаются. Сами пострадавшие не спешат за помощью к полиции. В итоге такие преступления остаются «невидимыми», а злоумышленники — безнаказанными.

Корреспондент «Росбалта» пообщался с молодым человеком, который в 18 лет стал жертвой насилия. На примере его истории рассказываем, как представители ЛГБТ-сообщества сталкиваются с избиениями и вымогательствами по итогам злосчастных онлайн-знакомств.

«Не особо себе отказывали»

С первым и пока единственным в жизни подставным свиданием Руслан столкнулся вскоре после совершеннолетия. Он зарегистрировался на известном сайте, где и получил сообщение от незнакомца.

«Написал молодой человек, представился. Начали разговаривать, совершенно простая беседа, ничего особенного. Спрашивали друг друга об увлечениях, чем занимаемся, учеба, работа», — вспоминает Руслан.

На дворе стояло лето, родители уехали на отдых, переписке с партнером ничего не мешало. Тот предложил встретиться спустя два дня, причем обязательно вечером.

Руслан согласился и назначил прогулку возле своего дома. Это решение в итоге сыграло на руку злоумышленникам.

«Мы встретились у гаражей, там стоял молодой человек. Было темно, я даже не сразу определил, он это был или нет. Мы пошли в сторону от моего дома, и буквально через пару шагов я почувствовал удар в спину — это подбежал другой парень», — рассказывает собеседник.

Руслана повалили на землю и начали избивать. Рефреном — гомофобные оскорбления, шантаж и угрозы. В одночасье издевательства не закончились.

«Они водили меня по жилому району, периодически могли ударить под дых, по лицу, пнуть… Не особо себе отказывали», — вспоминает молодой человек.

Требования обидчики озвучили вполне бытовые: все сводилось к деньгам. Правда, кошелек Руслан с собой не прихватил.

«Они сказали, чтобы я поднялся домой и вынес, что есть. Заявили, что, если я вернусь не один, они все расскажут знакомым. В восемнадцать лет это не самое лучшее развитие событий. Ну и я, будучи наивным парнем, сказал, что дома никого нет. Слава богу, они не решились подниматься со мной», — отмечает он.

Руслан вернулся с парой тысяч рублей и положил деньги в условленном месте. Вымогатели наблюдали издалека — больше с ними контактов не было. По возвращении домой молодой человек удалил личную страницу на сайте знакомств.

Организованная жестокость 

Таких историй множество, хотя реальные цифры никому неизвестны. Жертвы подставных свиданий часто не рассказывают о пережитом. 

ЛГБТ-группа «Выход» ведет статистику по Петербургу. В 2015 году к правозащитникам обратились двенадцать человек, а уже через три года — вдвое меньше.

«Кажется, цифры отражают положительную тенденцию к уменьшению количества нападений, но в реальности это не так: люди боятся обращаться за помощью, и мы можем только догадываться о реальном количестве преступлений», — рассказывают эксперты.

Часто за преступления берутся целые организованные группы с четким распределением ролей: «арендатор» снимает квартиру, «приманка» заманивает будущих жертв, «журналист» фиксирует на видео информацию, «компрометирующую» пострадавшего, «массовка» подавляет сопротивление жертвы и похищает деньги и ценности.

Порой такие дела завершаются штрафами, иногда — заключением в тюрьме. 

Так, недавно в колонию на семь лет отправили петербуржца, который избил, обокрал и оставил на обочине за городом молодого человека. Познакомились они в соцсетях.

С насилием на подставных свиданиях сталкиваются и гетеросексуальные мужчины. Например, на место встречи с девушкой-«приманкой» может прийти «разъяренный ревнивый муж», угрожающий избить «обидчика».

«Невидимая» проблема

Мотивы злоумышленников очевидны. Подставные свидания — легкий способ подзаработать. Гомосексуальный же мужчина вряд ли обратится в органы.

«Здесь играют роль и боязнь аутинга (публичное, без согласия человека, разглашение информации о сексуальной ориентации — „Росбалт“), и страх перед полицией, и насаждаемая с детства гомофобия, которая, безусловно, влияет на нас. Тяжело принять себя из-за опасения, что общество тебя отвергнет. И общество отвергает до сих пор», — объясняет Руслан.

Сам он так и не обратился в официальные ведомства. Молодой человек считает, что его сексуальную ориентацию не одобрят в семье и в кругу знакомых. Полученные травмы Руслан объяснил просто.

«Я сказал, что упал в ванной на кран. Поверили. На тот момент я еще не принял себя настолько, чтобы пойти в полицию и говорить обо всем», — отмечает молодой человек.

Случись такая ситуация сегодня, спустя шесть лет, Руслан бы все рассказал. Он считает, что обращения жертв насилия в официальные органы сделает проблему более «видимой» для общества и государства. Эксперты соглашаются.

«Граждане неохотно заявляют о преступлениях, которые кажутся им постыдными или публичное разглашение которых навредит. Вспомним хотя бы изнасилования или, как в этом случае, подставные свидания. Заявления не подаются, растет латентная преступность. Как следствие, расследования не проводятся, а злоумышленники чувствуют себя безнаказанными и продолжают совершать преступления вновь», — объясняют юристы «Право групп».

Спасательный круг

Руслан до сих пор вспоминает то злополучное свидание. От стресса и тревоги он не избавился спустя много лет. Молодой человек осознает, что мог избежать травматичного опыта, если бы соблюдал осторожность. Своим опытом и советами он делится сегодня с другими.

По его мнению, подозрения может вызвать отстраненное поведение собеседника в переписке. Поэтому не лишним будет попросить «живые» фотографии и голосовые сообщения. Это, как считает Руслан, раскроет реальные намерения собеседника.

«Нужно как минимум сказать своим знакомым, друзьям, что идешь на встречу с человеком, которого не знаешь, что вы увидитесь в определенном месте и в определенное время», — рассказывает молодой человек.

Об осведомленности друзей стоит рассказать и самому онлайн-собеседнику. «Если он адекватный и здравомыслящий, то на его интерес это никак не повлияет. Если же это подставное свидание, то человек как минимум насторожится и дважды подумает, чтобы связываться с вами», — размышляет Руслан.

Молодой человек вспоминает, что в свое время зря решился на встречу вечером и в безлюдном месте, что и привело к избиениям. Максимум свидетелей — гарантия безопасности, считает Руслан. Похожие советы дают и эксперты группы «Выход».

Стоит добавить, что эти рекомендации актуальны и для гетеросексуальных мужчин и женщин, договаривающихся о свидании по интернету.

«В случае, когда подставное свидание произошло, то надо действовать по ситуации. Если возможна угроза для жизни, агрессор требует что-то сделать, и вы понимаете, что это не приведет к смерти, то лучше сделать, что говорят, и зря не злить человека. Цель, как правило, — просто ограбить, так что лучше отдать деньги, но сохранить жизнь», — анализирует Руслан. 

Молодой человек советует обращаться к правозащитникам. Помощь окажут, например, в тринадцати региональных отделениях «Российской ЛГБТ-сети». Здесь юристы проведут юридическую консультацию, а психологи помогут пережить случившееся. Также работает горячая линия.

Со временем Руслан сам примкнул к подобной организации. Сегодня он волонтер, который помогает другим представителям ЛГБТ. Свою активность молодой человек объясняет просто: иначе нельзя.

«В России, как и в других странах с высоким уровнем нетерпимости, ЛГБТ-сообщество должно держаться вместе и помогать друг другу», — резюмирует Руслан. 

Никита Строгов