Поздно вечером 6 февраля обозреватель «Новой газеты» Елена Милашина и кубанский адвокат Марина Дубровина подверглись нападению у гостиницы «Континент» в Грозном.

 

Нападавшие - группа мужчин и женщин - избили их руками и ногами. «Нас повалили на пол и стали избивать толпой. Пинали в живот, рвали волосы. Затем мужчина - видимо, главный у них - скомандовал «уходим», и они ушли. Нападение длилось минут 15», - рассказала Милашина на сайте «Новой газеты».

 

Милашина была осмотрена травматологом больницы №1 Грозного. Врачи диагностировали у нее ушибы мягких тканей и лобной доли головы, ушибы и царапины на плечах и шее. Это было квалифицировано как легкий вред здоровью. Что касается Марины Дубровиной, то врач-нейрохирург городской больницы поставил ей диагноз «на расстоянии»: «Я вас на расстоянии осмотрел, все у вас в порядке, все заживет, всего хорошего».

 

По информации главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, дело в МВД Чечни пока не возбуждено, идет доследственная проверка.

 

Елена Милашина связала инцидент со своей профессиональной деятельностью. Она не раз публиковала критические материалы о Рамзане Кадырове, а в этот раз она и адвокат Марина Дубровина приехали в Грозный, чтобы присутствовать на судебном заседании по делу Ислама Нуханова, который попытался обнародовать информацию о роскошной жизни чеченских чиновников из окружения Кадырова. После того, как видео особняков Нуханов выложил в Интернет, его задержали, избили, обвинили в хранении патронов.

 

И Дубровина, и Милашина не раз получали угрозы во время работы в Чечне.

 

Мы уже писали в дайджесте от 13 ноября 2017 года о пикете в Грозном у здании суда, где проходило слушание по иску МВД Чечни к организации «Гражданское содействие», возглавляемой Светланой Ганнушкиной. Тогда собравшиеся, преимущественно женщины, скандировали лозунги против правозащитников и Елены Милашиной, обвиняя ее в том, что она прикрывает террористов (см. дайджест № 823  http://gdf.ru/digest/item/1/1530#z2 ).

 

В октябре 2019 года глава Чечни Рамзан Кадыров на совещании с подчиненными предположил, что критика властей Чечни в статьях Елены Милашиной продиктована обидой на чеченских мужчин, и (как бы здесь, в дайджесте, выразиться помягче), высказал идею вмешаться в личную жизнь журналистки «Новой газеты». Многие комментаторы в соцсетях сочли это угрозой.

 

Ранее спикер парламента Чечни Магомед Даудов не раз высказывал угрозы в адрес главного редактора интернет-издания «Кавказский узел» (см. дайджест № 784 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1439#z3 ). А уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился к президенту России «с просьбой оградить Чеченскую Республику от «нечистоплотных СМИ» (см. дайджест № 831 http://gdf.ru/digest/item/1/1544#Z5 ). Дальше всех пошел министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров, который призывал ввести цензуру (см. дайджест  № 890 http://gdf.ru/digest/item/1/1618#z11 ).

 

Все это говорит об устойчивой тенденции угроз и насилия, сложившейся в республике по отношению к независимым СМИ и правозащитникам. И последнее нападение в Грозном на журналиста и адвоката организовано с ведома местных властей, уверены друзья и коллеги пострадавших, да и сами жители Чечни, высказывающиеся в соцсетях: «То, что какие-то «недовольнее», «неизвестные», «возмущенные представители общественности», напали на журналиста и адвоката, это сказки. У нас и офис «Комитета против пыток» какие-то «неизвестные» разнесли, и на Игоря Каляпина «неизвестные» нападали, и так далее. О каком тогда «самом безопасном регионе страны и мира» могут говорить наши власти, если прямо в центре столицы республики у них непонятно кто нападает на женщин?».