Некоторые «православные патриоты» а именно председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий; историк, профессор Санкт-Петербургского университета Игорь Фроянов; директор Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Анна Бойко-Великая; историк, общественный деятель Леонид Болотин; руководитель издательства «Царский дом» Ксения Лебедева; адвокат Алексей Аверьянов и другие, предлагают убрать картину И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в запасники, поскольку она, по их мнению, оскорбляет патриотические чувства русских людей. Об этом говорится в обращении к министру культуры России Владимиру Мединскому и директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой, распространенном в сети интернет.
«Сейчас же картина И.Е.Репина оказывает на зрителя глубокое психологическое, эмоциональное воздействие, создавая эффект ложной «психологической достоверности», буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи, среди которых значительная часть - дети, не имеющие критического взгляда на мир, клевету на Россию и ее историю», - цитирует РБК обращение «патриотов». Картина Репина – клевета «на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц».
Аргументы обращающихся странны и взаимоисключающи: с одной стороны, современной исторической наукой твердо установлено, что первый русский царь Иоанн не убивал своего сына, с другой стороны – отсутствуют какие-либо достоверные сведения об этом в первоисточниках XVI века. Так установлено или отсутствуют сведения? И что с точки зрения «патриотов» является достоверными сведениями?
Словарь (дореволюционный) «Брокгауз и Ефрон» по этому поводу пишет: «Даже любимый сын, царевич И., не миновал подозрительности царской. В 1581 г., во время величайших неуспехов русского оружия, между отцом и сыном произошло столкновение. Говорят, будто царевич указывал на необходимость выручки Пскова. Гневный царь ударил его жезлом; через четыре дня царевич умер».
Эта картина не первый раз вызывает неудовольствие. Впервые оно было проявлено императором Александром III и его окружением, в результате чего 1 апреля 1885 года была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи, а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Запрет был снят через три месяца, 11 июля 1885 года, по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору. Второй случай, более существенный, произошел 16 января 1913 года: картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Е.М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. (Сведения взяты из Википедии.)
И вот снова нашлись люди, называющие картину Репина «мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении». Вероятно, они много знают о благочестии Ивана Грозного. Ведь среди подписантов есть и историки!
Тем не менее можно с удовлетворением отметить смягчение нравов по сравнению в XIX веком: оскорбленные «патриоты» не бросаются на картину с ножом, а всего лишь требуют убрать ее в запасники.