Советский районный суд Томска приговорил предпринимателя Артема Карпилянского, отца четырех детей, к 1,5 годам колонии - поселения за комментарии ВКонтакте, которые он, по его словам, не писал. Обнаружил эмоциональные высказывания, оставленные от его имени под постами о коррупции в местной прокуратуре и китайской экспансии, сотрудник областного УФСБ, увидевший в них «призывы к экстремизму» (ч.2. ст. 280 УК) по отношению к представителям власти, китайцам, уроженцам Северного Кавказа и Средней Азии.

 

15 января с.г. было возбуждено уголовное дело, а через два дня спецслужбисты явились к нему домой, изъяв в ходе обыска все электронные устройства с выходом в интернет, которые он отдал им добровольного, поскольку был уверен, что в них при всем желании невозможно найти ничего крамольного (дайджест ФЗГ № 893 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1621#z5 )

 

И действительно: осмотр изъятого – ноутбука, мобильных телефонов, длившийся более 10 часов, оказался безрезультатным. Тем не менее, следствию удалось довести это дело до приговора. Оно полностью доверилось показаниям свидетелей - членов народно-освободительного движении (НОД): в суде они рассказали о том, как выискивали в региональных группах ВКонтакте – по инструкции куратора из УФСБ - комментарии против власти, и отправляли их по указанному им электронному адресу, то есть делали то, что в старые добрые времена назвалось стукачеством, а сейчас – «мониторингом соцсетей». Они подтвердили, что реплики, «призывающие к насилию», исходили из аккаунта Карпилянского, и уверены, что писал их именно он, хотя не знакомы с ним даже заочно.

 

Суд, как и следствие, отнесся к показаниям этих людей с безграничным доверием, отказав стороне защиты в технической экспертизе, которая дала бы ответ на вопрос: могло ли постороннее лицо, зная телефонный номер подсудимого, пароль доступа к учетной записи ВКонтакте, разместить там под его аватаром инкриминируемые ему комментарии?

 

Ни следствие, ни суд не заинтересовались версией Карпилянского о том, что против него могла быть организована провокация: он подозревает, что ее инициатор – бывший замгубернатора, с которым у него были разногласия, связанные с бизнесом. Проигнорированы и предъявленные им доказательства, что стилистически «экстремистские комментарии» сильно отличаются от тех, которые писал он по другим поводам: как сказал Артем корреспонденту ФЗГ, «при сопоставлении оборотов речи видно, что их авторы –люди разные».

 

Опирались правоохранители на лингвистическую экспертизу, которую делало то же ведомство, что и возбудило данное дело - ЭКЦ УФСБ России по Томской области. Любопытный момент: ссылки в комментариях на «Вову» и «Диму», полагает эксперт, свидетельствуют о «призывах к ненасильственному свержению власти В.В. Путина и Д.А. Медведева», то есть из экспертного заключения прямо следует, что власть в России узурпирована двумя людьми.

 

Психолого-психиатрическая экспертиза, назначенная Карпилянскому без каких-либо оснований, обнаружила заболевание, «не исключающее вменяемости» - «смешанное расстройство личности», что, по мнению эксперта, может служить доказательством того, что автор комментариев - Карпилянский.

 

Приговор не вступил в законную силу, координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников намерен его обжаловать. «В ходе судебного процесса, как и на стадии следствия, было множество нарушений – говорит осужденный – Стороне обвинения дали для предоставления доказательств больше трех месяцев (7 заседаний), а нам – всего один день, и все наши ходатайства были судьей Дмитрием Окуневым отклонены».

 

Как сказал нам Артем, внесение его в список экстремистов парализовало его бизнес. Если приговор устоит в областной инстанции, он не знает, как будет выживать его семья: до рассмотрения апелляции он продолжает находиться под подпиской о невыезде.