27.09.2019

Правозащитники, вслед за актёрами, учителями, священниками и представителями других сообществ, выступили в поддержку фигурантов «московского дела»

В последние дни представители многих профессиональных сообществ выступили с письмами, требуя прекращения «Московского дела» и освобождения арестованных в связи с событиями 27 июля и 3 августа 2019 года.

Мы, российские правозащитники, много лет помогаем российским политзаключённым и с самого начала были вовлечены в работу по «Московскому делу». С первых часов оно стало исключительным даже по меркам подобных уголовных дел последних лет: и по числу вовлеченных ведомств и их представителей, и по размаху оперативных и следственных действий, и по грубости нарушений законодательства.

***
Причины возникновения кризиса проанализировали и представили общественности «Голос» и другие правозащитные ассоциации, работающие по теме выборов. События были спровоцированы массовыми и системными нарушениями со стороны московских властей в ходе кампании по выборам в Московскую городскую думу. 
Искусственный барьер — необходимость собрать тысячи подписей избирателей — преодолели многие независимые кандидаты, но затем собранные подписи не были им засчитаны. Сделано это было грубо и вызывающе. По сути, оскорбление было нанесено каждому из многих десятков тысяч человек, давших отвергнутым кандидатам не просто подписи, но и свои персональные данные. 

Попытки обжаловать отказы в регистрации кандидатов в судах и в вышестоящих избиркомах были предсказуемо безуспешны, а сами отказы — демонстративны, как и отказы в согласовании кандидатам массовых мероприятий. Тотальными запретами московские власти, по сути, первыми нарушили законодательство о митингах. Ответом стали митинги стихийные. 

Тут, очевидно, включились власти федеральные, и в предыдущие месяцы пресекавшие мирные массовые протесты в любом российском регионе. Многие из незарегистрированных кандидатов, Алексей Навальный и другие активисты, участвовавшие в избирательной кампании, были тем временем подвергнуты многократным административным арестам по надуманным поводам, — вероятно, власти надеялись погасить протест, изолировав его «лидеров». 

Зафиксированное «ОВД-Инфо» число задержанных на массовых акциях протеста 27 июля и 3 августа, — 1375 и 1063 человек, — уступает разве что событиям «Малой гражданской войны» октября 1993 года, — при том, что на этот раз не было ни массовых беспорядков, ни насилия со стороны митингующих. Источником насилия и «беспорядков», если уж на то пошло, были силовики, нападавшие на мирных граждан, находившихся на улицах своего города. 

Однако тут же началась фабрикация дела о «массовых беспорядках» и чуть ли не о «майдане». Оперативники и следователи допрашивали сотни задержанных по заготовленным опросникам: кто ими руководил? кто им заплатил? Выискивали «иногородних», якобы направленных в Москву, и т. п. 

Жалобы на незаконные действия полиции и Росгвардии были опять-таки безрезультатны. В московских судах торжествовало беззаконие. В отношении задержанных действовал «конвейер»: решения по административным делам выносились по заготовленному шаблону, без учета обстоятельств, — на сайт суда по недосмотру был выложен этот «шаблон». Так же «расследовались» и рассматривались уголовные дела: защита по сути была лишена возможности представлять свидетелей и доказательства. "

Нельзя сказать, что со стороны властей это был новый уровень беззакония, насилия и оправдания насилия. По отдельности и в разных регионах мы отмечали и массовые задержания, и жестокость силовиков, и фабрикацию уголовных дел, и использование «системы профилактического учета» для давления на граждан, и даже угрозы отъёма детей. 

Но в итоге власти проиграли. В новом составе Мосгордумы появилось значительное число независимых депутатов, а уровень общественной поддержки тех, кто не был допущен к выборам, вряд ли ниже.

В последние недели некоторым из арестованных и осужденных по «Московскому делу» изменили меру пресечения, с кого-то вообще сняли обвинения. Может показаться, что власти идут на попятную, — то ли осознав неуспех политики грубой и тупой силы, то ли под давлением российской общественности и мирового сообщества. Однако аресты продолжаются, а ранее арестованным продлевают сроки содержания под стражей.

*** 
Мы призываем граждан России не оставлять усилий, требуя прекращения «московского дела» и освобождения арестованных.

Незаконны и необоснованны как содержание под стражей обвиняемых в связи с мирными протестами, так и уже вынесенные обвинительные приговоры.

Нет никаких оснований для квалификации московских событий 27 июля и 3 августа как массовых беспорядков. Дело по статье ст.212 УК РФ должно быть прекращено за отсутствием события преступления.

Неправомерно и применение ст. 318 УК РФ. Действия обвиняемых и осужденных за «применение насилия в отношении представителя власти» либо вовсе не были таким насилием и даже формально не содержат признаков преступления, — либо, в контексте неспровоцированного незаконного полицейского насилия против участников мирной публичной акции протеста, не представляли общественной опасности, которая позволила бы рассматривать их как преступление. Эта квалификация тем более обоснованна, учитывая тотальный запрет на свободу собраний московскими властями и вопиющие нарушения избирательных прав граждан, ставшие поводом для протеста.

Прекращение уголовного преследования части обвиняемых по ст.212 УК РФ и освобождение из-под стражи и части обвиняемых, и уже осужденного Павла Устинова — шаг в правильном направлении, но этого совершенно недостаточно. 

Мы требуем отмены обвинительных приговоров по делам о событиях 27 июля и 3 августа 2019 года в Москве, прекращения уголовного дела по ст.212 УК РФ и прекращения уголовного преследования обвиняемых по ст.318 УК РФ, их немедленного освобождения из-под стражи и домашнего ареста.

Мы требуем проверки законности применения полицейскими и росгвардейцами силы и спецсредств к участникам массовых акций на предмет наличия в их действиях признаков преступления, предусмотренного ч.3 ст.286 УК РФ.

Мы требуем отмены приговора осужденному по антиконституционной ст.212.1 УК РФ Константину Котову и его немедленного освобождения

(присоединиться к заявлению можно, заполнив эту форму)

 

  1. Сергей Давидис, член Совета Правозащитного центра “Мемориал”

  2. Александр Черкасов, председатель Совета Правозащитного центра “Мемориал”

  3. Ян Рачинский, председатель Правления Международного Мемориала 

  4. Олег Орлов, член Совета Правозащитного центра “Мемориал”

  5. Татьяна Глушкова, член Совета Правозащитного центра «Мемориал»

  6. Вячеслав Ферапошкин, координатор Союза солидарности с политзаключёнными, член ПЦ «Мемориал»

  7. Алексей Макаров, член Совета Правозащитного центра «Мемориал»

  8. Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие»

  9. Константин Львов, историк, архивист Международного Мемориала

  10. Татьяна Черникова, юрист ПЦ «Мемориал»

  11. Игорь Каляпин, председатель МРОО «Комитет против пыток»

  12. Анастасия Гарина, руководитель московского отделения «Комитета против пыток»

  13. Георгий Иванов, юрист московского отделения «Комитета против пыток»

  14. Пётр Хромов, юрист московского отделения «Комитета против пыток»

  15. Денис Исхаков, юрист «Комитета против пыток»

  16. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека

  17. Астраханцева Светлана, Исполнительный директор Московской Хельсинкской Группы

  18. Дмитрий Макаров, со-председатель Московской Хельсинкской группы

  19. Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»

  20. Асмик Новикова, фонд «Общественный вердикт»

  21. Евгений Еникеев, координатор общественного контроля — МХГ и член Общественной наблюдательной комиссии Москвы

  22. Леонид Никитинский, журналист

  23. Светлана Яблонская, руководитель психологических программ фонда «Общественный вердикт»

  24. Николай Кавказский, юрист Московской Хельсинкской Группы

  25. Николай Костенко, МХГ

  26. Николай Кретов, координатор общественных кампаний Московской Хельсинкской группы, участник Молодёжного правозащитного движения 

  27. Ксения Гагай, документалист-исследователь фонда «Общественный вердикт»

  28. Ирина Бирюкова, адвокат Фонда «Общественный вердикт»

  29. Виктория Громова, член координационного совета Молодежного Правозащитного Движения

  30. Нина Колипова, помощник руководителя программы «Миграция и право» ПЦ «Мемориал»

  31. Алексей Соколов, директор Ассоциация «Правовая основа» г. Екатеринбург

  32. Фефилова Лариса, г. Ижевск, председатель Удмуртского регионального отделения ООД «За права человека»

  33. Сергей Вальков, координатор «Общественной организации «Ивановское областное общество прав человека»

  34. Александра Пинтелина, координатор Объединённой группы общественного наблюдения

  35. Вячеслав Бахмин, сопредседатель Московской Хельсинкской группы

  36. Приходкина Валерия, г. Челябинск, правозащитник

  37. Андрей Юров, международный правозащитник

  38. Валерий Борщёв, сопредседатель Московской Хельсинкской группы

  39. Татьяна Котляр, КРОД «За права человека», председатель Совета, г. Обнинск

  40. Людмила Вахнина, член Совета Правозащитного центра “Мемориал”

  41. Маликова Виктория, член Московской Хельсинкской группы

  42. Полякова Элла, «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

  43. Александр Верховский, директор Информационно-аналитического центра «Сова»

  44. Юрий Вдовин, член Правления правозащитной организации «Гражданский контроль»

  45. Марьин Сергей, Саранск, Республика Мордовия, правозащитник

  46. Санникова Елена Никитична, эксперт движения «За права человека»

  47. Алексей Головань, Исполнительный директор РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»

  48. Зименкова Ольга, член Московской Хельсинкской группы, преподаватель

  49. Борис Альтшулер, Председатель Правления РОО «Право ребенка», член МХГ

  50. Александр Петров, член Московской Хельсинкской Группы

  51. Цейтлина Ольга, адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, эксперт информационно-методического центра по международной защите прав человека при Совете адвокатской палаты Санкт-Петербурга, адвокат Сети «Миграция и право» ПЦ «Мемориал»

  52. Шайсипова Валентина, адвокат Тамбовской городской коллегии адвокатов

  53. Мясникова Ирина, адвокат Тамбовской городской коллегии адвокатов

  54. Елена Буртина, Комитет «Гражданское содействие», Москва

  55. Любовь Волкова, президент фонда «Социальное Партнерство»

  56. Евдокимова Наталия, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга

  57. Валентина Череватенко, председатель-координатор РОПО Союз «Женщины Дона»

  58. Куперман Марк, председатель Сахалинского РО общероссийского общественного Движения «За права человека»

  59. Шейко Виктор, зам. председателя Сахалинского РО Движения «За права человека»

  60. Грабков Владимир, член Правления Сахалинского РО Движения «За права человека»

  61. Анатолий Ломакин, Председатель Центра содействия развитию гражданского общества «Новое Время», член ОНК Алтайского края

  62. Николай Поляков, юрист Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал», г. Брянск

  63. Арсений Левинсон, юрист, Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия»

  64. Галина Арапова, директор Центра защиты прав СМИ, Воронеж

  65. Виктор Коган-Ясный, председатель правления общественной организации «Региональная гражданская инициатива — право на жизнь и гражданское достоинство»

  66. Яна Теплицкая, правозащитница, Санкт-Петербург

  67. Священник Георгий Эдельштейн, село Карабаново, Костромская область

  68. Бирюкова Жанна, юрист Сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал», адвокат, г. Саратов

  69. Сергей Лукашевский, исполнительный директор Сахаровского центра, член Московской Хельсинкской группы

  70. Игорь Сажин, Мемориал, Коми

  71. Зоя Светова, журналист

  72. Александра Крыленкова, правозащитница, Санкт-Петербург, Москва

  73. Лев Пономарёв, исполнительный директор ООД «За права человека»

  74. Ольга Трусевич, библиограф

  75. Сергей Ковалёв, председатель Российского «Мемориала»

    Присоединились после публикации письма: 

  76. Наталья Звягина, директор Amnesty International в России

  77. Святослав Хроменков, председатель Иркутской региональной правозащитной общественной организации «Сибирь без пыток»

  78. Григорий Дурново, ОВД-Инфо

  79. Раева Екатерина, юрист

  80. Рудык Эдуард, МОБПО «Комитет за гражданские права», правозащитник, Московская область

  81. Виктория Ивлева, журналист

  82. Дубровина Марина, адвокат сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал»