«Пока одни дерутся, другие делают деньги» – сработает ли это правило в отношении России при дальнейшей эскалации торгового конфликта США и Китая? Удастся ли нам «выловить рыбку» в мутной воде противостояния двух крупнейших экономик мира? Попробуем выяснить.

Удар по ценам на нефть. Если рассматривать торговый конфликт между США и Китаем с точки зрения интересов России, то можно поставить несколько циничный вопрос – насколько он выгоден нашей стране? Сегодня экономисты дают разные ответы на этот вопрос.

Не вдаваясь в политические дебри торговой войны между США и Китаем, попробуем оценить экономические последствия для России, а точнее, выгоды и потери для экономики. Но даже такая постановка вопроса является, по-нашему мнению, слишком общей. Что значит «выгодно для России»? Это для кого?

В экономике действуют разные   группы с разными интересами. И в этом смысле с научной точки зрения правильно оценивать последствия торгового конфликта для потребителей, российских фирм (производителей и продавцов товаров), и государственного бюджета.

Если оценить вероятные последствия для российского государственного бюджета, то следует помнить о риске падения цен на нефть и другие энергоносители в связи с замедлением экономического роста в Китае, что может произойти в результате снижения экспорта в США. А падение цен на нефть немедленно ведет к снижению доходов госбюджета.

Кроме того, следует помнить, что 80% российского экспорта в Китай – это энергоносители, поэтому к потерям госбюджета добавится снижение прибыли компаний-экспортеров энергоносителей. В то же время российские компании-экспортеры продовольствия могут получить выгоду, заняв в Китае нишу на рынке, которая освободится в результате снижения американского экспорта.

Стимул для роста экспорта. И хотя доля продовольствия в структуре российского экспорта в Китай составляет чуть больше 5%, выгоду от роста экспорта по цепочке получают российские сельхозпроизводители, торговые и транспортные компании.

Что касается главного субъекта, ради которого существует экономика – потребителя, в данной ситуации российского, то влияние на него торговой войны между США и Китаем зависит прежде всего от изменения цен на потребительские товары и их ассортимента.

Если торговые ограничения США вынудят Китай наращивать экспорт товаров в Россию, то возможно ожидать увеличения ассортимента и некоторого снижения цен. По крайней мере, рост цен на китайские товары вряд ли возможен, учитывая, что курс юаня к доллару снизился, и при относительно стабильном курсе рубля к доллару юань не может дорожать к рублю.

Кроме того, снижение реальных доходов населения России за последние 5 лет не дает с оснований ожидать роста цен. Поэтому влияние торговой войны между экономическими гигантами на Россию можно оценить как неоднозначное и противоречивое.

Так что «половить золотую рыбку» в мутной воде торговой войны у России не получится. «Рыбка», скорее всего, будет мелкой и уж точно не золотой.