Париж, 9 июля—Спустя почти пять лет после принятия государствами-членами ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, прогнозы ЮНЕСКО показывают, что страны не смогут выполнить обязательства в области образования, содержащиеся в Повестке дня (ЦУР 4), если не будет достигнут существенный прогресс в предстоящем десятилетии.

Согласно этим прогнозам, составленным в преддверии Политического форума высокого уровня по Целям устойчивого развития под эгидой ООН, несмотря на то, что образование должно нести всеохватный характер, в 2030 году каждый шестой ребенок в возрасте от 6 до 17 лет по-прежнему будет лишен доступа к школьному образованию. Прогнозы также показывают, что 40% детей во всем мире не смогут получить среднее образование, а в странах Африки к югу от Сахары, где число подготовленных учителей снижается ежегодно с 2000 года, этот показатель достигнет 50%.

Новая публикация «Выполнение обязательств: следуют ли страны намеченному курсу к достижению ЦУР 4?» (на англ.) была подготовлена Статистическим институтом ЮНЕСКО и Всемирным докладом по мониторингу образования. Эти прогнозы вызывают еще большее беспокойство, учитывая, что достижение ЦУР 4 предполагает эффективное обучение, а не сводится к простому факту зачисления в школы.

При сохранении существующих тенденций ожидается, что к 2030 году показатели в области образования в странах со средним уровнем дохода останутся на прежнем уровне, а в франкоязычных африканских странах сократятся практически на треть. Кроме того, в случае отсутствия стремительного улучшения ситуации 20% молодых людей и 30% взрослых во всем мире по-прежнему не будут уметь читать к установленной дате ликвидации неграмотности.

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года подчеркивается, что «никто не должен оставаться позади». Тем не менее, среди беднейших 20% мирового населения только 4% людей заканчивают среднюю школу в самых бедных странах и 36% - в самых богатых. Такое положение носит еще более острый характер в странах с уровнем дохода ниже среднего.

В 2015 году Всемирный доклад по мониторингу образования (ВДМО) выявил ежегодный дефицит финансирования в размере 39 млрд. долл. США для достижения ЦУР4. Однако с 2010 года объем помощи на цели образования не увеличился.

«Для того, чтобы проводить более целенаправленную политику и получать наибольшую отдачу от каждого доллара, потраченного на цели образования, странам необходимы более полные и качественные данные», – заявила директор Статистического института ЮНЕСКО Сильвия Монтойя. «Данные – это не роскошь, а необходимость для всех стран. Однако сегодня менее половины стран мира могут предоставить данные, необходимые для мониторинга прогресса в достижении глобальной цели в области образования. Какой смысл ставить цели, если мы не можем отслеживать успехи в их достижении? Улучшение финансирования и координации необходимы для оказания адекватной поддержки странам, устранения пробелов в данных и, самое главное, для достижения прогресса до того, как мы приблизимся к установленным срокам достижения Целей в области устойчивого развития».

В параллельной публикации Всемирного доклада по мониторингу образования «За рамками обязательств: как страны осуществляют ЦУР 4» (на англ.) проводится анализ политик, которые, как утверждается, были внедрены странами с 2015 года для достижения целей в области образования, а также подчеркивается необходимость согласования национальных планов в области образования с ЦУР 4.

Манос Антонинис, директор Всемирного доклада по мониторингу образования, отмечает, что «страны по-разному интерпретируют значение глобальных целей в области образования. Это кажется весьма правильным, учитывая, что страны подходят к решению этой проблемы с разных отправных точек. Тем не менее, они не должны отступать от обещаний, данных в 2015 году. Если сейчас страны согласуют свои планы со своими обязательствами, они смогут вернуться к намеченному плану достижения ЦУР на период до 2030 года».

Из Доклада видно, что с 2015 года многие страны уделяют приоритетное внимание вопросам равноправия и инклюзивности с целью выполнения своих обязательств. Так, учащимся из числа коренных народов выдают школьные ваучеры в Боливии, плата за обучение для детей из самых бедных семей была отменена во Вьетнаме, а система условных переводов денежных средств была введена для детей-беженцев в Турции и для детей с серьезными нарушениями умственного развития в Южной Африке.

Обучение также имеет приоритетное значение: треть стран мира создали соответствующие механизмы оценки качества обучения с целью отслеживания тенденций с течением времени, а каждая четвертая страна проводит анализ результатов обучения в целях реформирования учебных планов.

Наименьшее взаимодействие между национальными планами и обязательствами стран в области образования проявляется в отсутствии межсекторального сотрудничества, которое обычно складывается только между учреждениями дошкольного образования и здравоохранения, а затем между учебными заведениями и учреждениями рынка труда.