Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

По оценке Альфа-Банка, доля среднего класса в стране снизилась за четыре года с 37% до 30%

Средний класс сильнее других групп населения пострадал от экономических трансформаций последних лет. К такому выводу пришли авторы аналитического обзора «Российский средний класс», подготовленного в Центре макроэкономического анализа Альфа-Банка.

По подсчетам экономистов, доля среднего класса в России с 2014 по 2018 год снизилась с 37% до 30%, или примерно на 10 млн человек. Авторы обзора относят к среднему классу россиян с доходами 39 000-99 000 рублей в месяц, имеющие в собственности предметы длительного пользования, в частности, автомобили. Эта группа населения стабильно росла с 2003 года, увеличившись с 34% до 37% к 2014 году. Однако потом она начала резко сокращаться. Параллельно снижалась доля этой группы населения в общем объеме доходов населения: «если в 2003 г. средний класс зарабатывал примерно 42% совокупных доходов и в 2014 году эта цифра выросла до 48%, то в 2017 году она резко снизилась до менее чем 39%», пишут авторы обзора. Иными словами, с момента присоединения Крыма в 2014 году российский средний класс стал малочисленнее и беднее.

В целом за десять лет доходы наиболее обеспеченных россиян выросли на 11%, наименее обеспеченных — на 4%, доходы же среднего класса остались на том же уровне. В обзоре отмечается, что это соответствует международным тенденциям. Представители российского среднего класса вынуждены были за последние десять лет сократить свои расходы на образование, здравоохранение и отдых, увеличив траты на продукты питания. В обзоре отмечается, что поворотной точкой потребительского поведения среднего класса стал 2013 год.

Изменились и источники доходов среднего класса. «Традиционно, средний класс ассоциировался с людьми, способными самостоятельно создавать и поддерживать некоторый уровень дохода, в том числе и посредством предпринимательской деятельности. Однако в России доля предпринимательских доходов в структуре располагаемых доходов сократилась с 17% в 2000 году до 9% по итогам 2017 года. В то же время, доля социальных трансфертов – которая в конце 90-х была сопоставима с предпринимательскими доходами – к 2016-2017 годам превысила уровень в 20% (22% по итогам 2017 года). Важно отметить, что сокращение предпринимательских доходов у среднего класса было даже более ощутимым, чем в целом по всему населению: если в 2013 году доля доходов среднего класса от самозанятости составляла 8% (по сравнению с 10% всего населения), то к 2017 году эта доля снизилась до всего лишь 5% (в структуре всего населения она составляла 9%)», говорится в обзоре. В результате представители среднего класса мигрировали в госсектор и силовые структуры: в 2017 году в этих секторах работали 15% представителей среднего класса против 10% в 2003 году.

Причины

«За последние 10 лет средний класс стал терять свою экономическую значимость и стал более уязвимым», — пишут авторы обзоры. Они не берутся объяснять причины сокращения среднего класса, но пишут, что такой слом «однозначно указывает на ухудшение финансового положения среднего класса». Также автор обзора Наталья Орлова указывает, что подобная динамика доходов в России коррелирует с мировым трендом. «Произошел заметный скачок доходов у наиболее обеспеченной категории населения – в среднем на 11%, умеренный рост доходов у малоимущих слоев – в среднем около 4%, при этом доходы среднего класса оказались стагнирующими», — пишет экономист.

По мнению профессора РЭШ Олега Шибанова, на ослабление положения среднего класса повлиял и общий спад в экономике. Дело в том, что средний класс получает большую долю доходов и из других источников, например, от бизнеса, инвестирования на финансовых рынках или сдачи в аренду жилья. «А малый и средний бизнес сейчас чувствуют себя неидеально, деловая активность в экономике снижается, становится меньше прямых иностранных инвестиций. Все это мешает расширению среднего класса», — считает Шибанов.

Так, например, из-за ужесточения условий кредитования в стране произошло снижение доли предпринимательских доходов, говорит эксперт «Международного финансового центра» Дмитрий Иногородский. Низкие ставки по кредитам – один из драйверов роста экономики, а в 2014 году кредиты стали просто неподъемными. «В результате все, у кого оборотные средства были взяты у банков, были вынуждены отказаться от бизнеса», — поясняет он.

Еще одна причина – это ограничение возможностей среднего класса, считает заведующая центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики Высшей школы экономики Алина Пишняк. По ее словам, исследователи ВШЭ не фиксируют драматического падения доли среднего класса с 2014 года (по их оценке сейчас она составляет 28%), однако отмечают другую негативную тенденцию.

Если в нулевых граждане все чаще сами относили себя к среднему классу, то после 2014 года это ощущение у граждан стало пропадать – они перестали себя идентифицировать со средним классом, говорит Пишняк. «Как нам кажется, это связано с тем, что возможности среднего класса схлопнулись за эти годы. Представители этой группы все еще более обеспечены, чем средний россиянин, у них все еще больше возможностей, но они хуже, чем были до 2014 года», — поясняет она. Где-то людям пришлось сэкономить, где-то – выбрать другой маршрут для отпуска, изменился выбор продуктов и так далее. Все это негативно влияет на самоощущение человека, говорит Пишняк. Кроме того, возникают вопросы о том, что будет с ценами на образование и медицину, а изменения в этих категориях в первую очередь влияют именно на средний класс, добавляет она.