Портал «Открытый бюджет» (http://budget4me.ru), созданный Комитетом гражданских инициатив для осуществления гражданского контроля за эффективностью использования бюджетных средств, запустил новый проект «Система оценки прозрачности региональных и муниципальных бюджетов». Система позволит оценить уровень прозрачности управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровне.

В качестве «пилотных» территорий к проекту присоединились финансовые органы города Волжский Волгоградской области, Верхошижемского, Слободского районов и ЗАТО Первомайского Кировской области, города Сыктывкар республики Коми, Рузского района Московской области, города Набережные Челны и Альметьевского района республики Татарстан, города Переславль-Залесский и Рыбинского района Ярославской области.

В рамках конкурса «пилотных» территорий планируется определять рейтинг прозрачности бюджета с использованием представленной Системы. Однако такое соревнование не является основной целью проекта. Важно, что стремление соответствовать тем или иным критериям Системы будет означать движение по пути повышения прозрачности бюджетного процесса и системы управления общественными финансами в целом.

Представленную Систему следует рассматривать в качестве инструмента, стимулирующего повышение прозрачности бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, наряду с другими инициативами федеральных и региональных органов власти, различных экспертных и общественных организаций. В Системе заложена возможность развития, уточнения отдельных критериев, в том числе в результате ее апробации в «пилотных» территориях. С другой стороны, можно надеяться, что ее отдельные элементы будут полезны при разработке нормативных правовых актов и методических рекомендаций специалистами органов власти разного уровня.

Справочная информация

Методология «Системы оценки прозрачности региональных и муниципальных бюджетов»

В настоящее время проводится апробация Системы в «пилотных» регионах и муниципальных образованиях Проекта «Открытый бюджет». Ответственным специалистам «пилотных» территорий были разъяснены принципы построения Системы, правила и логика заполнения специальных анкет, в том числе в рамках вебинара, состоявшегося 25 июля 2013 года.

Как и в большинстве случаев создания подобных систем оценки прозрачности бюджетов, в данной Системе задаются правила построения агрегированного индекса (интегрального показателя прозрачности бюджета) по отдельным параметрам в зависимости от соответствия этих параметров различным заданным Системой критериям.

В разработанной Системе критерии в анкетах сгруппированы в три блока, соответствующие следующим направлениям анализа:

• качество и формат представляемой информации;

• доступность информации;

• участие граждан в бюджетном процессе.

В рамках данной Системы максимально снижена субъективность проводимой оценки, которая является одним из важнейших недостатков похожих инструментов оценки прозрачности бюджетов. При разработке Системы преследовалась цель так сформулировать вопросы\критерии и пояснения к ним, чтобы задать наиболее однозначные требования к раскрываемой информации. Такой подход позволит максимально упростить «самодиагностику», т.к. по большинству критериев сводит все ответы к выбору «есть» – «нет», «представлено» – «не представлено».

Набор критериев и результат подсчета индекса характеризуют не только степень открытости бюджетной политики, но и косвенно ее качество в других аспектах. Например, если в рамках какого-либо критерия задаётся вопрос о демонстрации соответствия бюджета стратегическим планам, то для того чтобы получить баллы необходимо как минимум иметь систему стратегического планирования. Аналогично, если задается вопрос о представлении данных в программном разрезе, то кроме прозрачности бюджетной политики наличие таких данных говорит о развитии программно-целевых методов (в свою очередь развитие таких методов повышает само по себе прозрачность бюджетного планирования).

В представленную Систему включены критерии, отражающие вопросы и показатели, официально сформулированные Минфином России (на текущий момент значительный объем таких показателей содержится в разработанном Минфином России документе «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»). Показатели, присутствующих в документах Минфина России, рассматривается в качестве стандартной части Системы. Прочие критерии задают дополнительные повышенные требования.

«Пилотным» Муниципальным образованиям была направлена для заполнения табличная форма Системы, по результатам заполнения которой на портале «Открытый бюджет» будет построен рейтинг открытости Муниципальных образований.