Второго июня 12 человек начали голодовку на площади перед зданием правительства Хабаровского края. Бывшие воспитанники детских домов устали ждать положенных им по закону квартир и решились на крайние меры. С голодающими встречался губернатор края, министр соцзащиты и мэр Хабаровска. Но никто из них так и не предложил реальных вариантов решения проблемы.

Участники голодовки. Хабаровск
Участники голодовки. Хабаровск

В Хабаровск пришла летняя жара. Объявившие голодовку сироты пытаются спрятаться под зонтами, но от палящего солнца не спасает ни тень, ни крем от загара.

– Да нет у меня жалоб на соцподдержку! Не надо мне никакой адресной помощи, и долги за аренду квартиры я погашу сама. Дайте мне документы на квартиру, куда я смогу переехать со своими тремя детьми! – объясняет министру соцзащиты края Светлане Петуховой многодетная мать Анастасия.

– Если мы установим, что семья в тяжелой жизненной ситуации, то сможем оказать вам адресную поддержку, – отвечает министр.

– Сейчас я соглашусь, а потом ко мне ПДН (инспекция по делам несовершеннолетних. – С.Р), опека – все приедут, начнутся ваши хождения. И зачем мне это надо, проверки ваши, когда мне просто нужна квартира? Я что, какая-то алкашка, наркоманка?

Нам просто хочется получить то, что положено по закону и уже по суду!

У Анастасии большая семья: трое детей, муж, который сейчас ухаживает за малышами. Еще вчера ей обещали, что позвонят и она поедет смотреть жилье. Но ни вчера, ни сегодня звонка она так и не дождалась.

Министр Светлана Петухова уговаривает Анастасию: мол, детям нужна здоровая мать, не нужно портить свое здоровье, голодовку надо прекратить. Но отступать Анастасия не намерена. Она сидит на надувном матрасе и говорит, что прекратит голодать, только когда ей выдадут документы на квартиру, в которую она сможет переехать со своей семьей.

Сейчас все вышедшие на протестную акцию сироты арендуют жилье. В Хабаровске, к слову, это удовольствие недешевое – месяц аренды стоит около 20 тысяч рублей, при средних зарплатах порядка 30 тысяч. Минсоцзащиты компенсирует сиротам 10 тысяч рублей на аренду жилья. Но протестующие называют эти деньги подачками, а не решением проблемы.

– Вы думаете, нам хочется здесь сидеть, голодными, на этой жаре? Нет, нам просто хочется получить то, что положено по закону и уже по суду! – не сдерживая слез, говорит участница голодовки Екатерина.

Однако прогноз на получение жилье не оптимистический. По словам Александра Федосова, бывшего министра культуры, а ныне и.о. зампреда регионального правительства по социальным вопросам, квартир в обозримом будущем не будет.

Понятно, что вы уже не верите ни мне, ни министру, ни губернатору. Ну, мы сами до этого довели

– Губернатор просил меня прийти к вам, сказать, что ваши пожелания учтены и мы работаем в этом плане. В этом году по краю будем выдавать 580 квартир, из которых только 130 – вторичное жилье. Чтобы побольше было в Хабаровске, будем перераспределять. Сначала, конечно, будем работать с теми, кто ждет своей очереди больше 10 лет. Жаль, что закон не выполнялся десятилетиями. Но проблема не в отсутствии денег. У нас просто нет строительных организаций, которые могли бы поработать в этом направлении. Понятно, что вы уже не верите ни мне, ни министру, ни губернатору. Ну, мы сами до этого довели. А многодетной, я думаю, мы точно поможем, – попытался обнадежить протестующих Александр Федосов.

Доверия к каким-то обещаниям у протестующих и правда осталось не много. Сироты рассказывают, что после пикетов чиновники с ними встречались уже не раз, что-то обещали, успокаивали, но квартир никто так и не получил.

– Сейчас в очереди на квартиру около 4500 сирот, у 800 из них уже есть решения суда, а в инициативной группе сейчас около 90 человек. На голодовку вышло 12 человек, но одной девушке сегодня стало плохо – давление подскочило из-за жары, и теперь осталось только одиннадцать, – рассказывает Анна Бубуёк, – Скорая у нас дежурит каждые два часа. По распоряжению губернатора нам приставили охрану, чтобы не было провокаций. Ночью они нас охраняли, но и мы спали по очереди.

Провокации были?

– Один блогер распространяет в сети информацию, что мы против губернатора (Сергея Фургала, представителя ЛДПР. – С.Р), за "Единую Россию". Он пытался нас на разговор вывести, но мы сегодня, после одной из его статей, просто отказались с ним разговаривать. Мало того что мы вообще никак не связаны с политикой, никаких лозунгов у нас нет, мы просто хотим отстоять свои права, так еще и нам нельзя нарушать общественный порядок. Мы понимаем, что если мы не будем сидеть спокойно, то нас могут наказать. А он провоцирует, вот мы и позвали полицию.

Как вы себя чувствуете?

– Утомились, конечно. Но пока не тяжело.

Почему выбрали такой радикальный метод?

– А что, опять пикет проводит? Мы уже дважды проводили пикеты, приходили на встречу к губернатору два месяца назад. Но до сих пор не увидели просвета в решении нашей проблемы. Что, в третий раз устраивать пикет? Мы не знаем, какой может быть выход в нашей ситуации, и решили действовать так, чтобы на нас обратили внимание, услышали. Мы хотим домой, но не знаем, как еще можем добиться своих положенных квадратов.

Ко вторым суткам есть какой-то результат?

– Вчера нас пригласили на встречу с прокурором края. Утром у нас был мэр Хабаровска Сергей Кравчук. Он сказал, что за два дня подготовит список свободных квартир, которые сможет приобрести правительство края. Ну, мы готовы ждать подтверждения его слов, но даже этот список – это капелюшечка, только информация, и не факт, что нам их раздадут.

Что вам обещали после предыдущих пикетов?

– Нам говорили, что "нас услышали", о нашей проблеме знают. Но как тут верить и кому, если губернатор говорит, что будет отдано сиротам 580 квартир, а в министерстве говорят, что для нас выдадут только 15 квартир? Это все равно что ничего. Например, я жду жилье шестой год, и сейчас я 369-я в очереди. И если они в год собрались по 15 квартир давать – то это до пенсии ждать, и то если повезет.

Кто-то уже получал квартиры?

– Мы не знаем таких людей, у нас все годами стоят, особенно в Хабаровске. Если по районам что-то и строят, выдают, то у нас с этим очень тяжело. Нам всю жизнь обещают квартиры, постоянно дезинформируют. То какой-то закон подготовят для нас, а прокуратура говорит, что никаких законопроектов не получала. Сколько мы можем это слушать? Вот про Анастасию уже на весь интернет раструбили, мол, она квартиру получила. Но почему она тогда сидит с нами. Сколько можно нас обманывать?

Участники голодовки сирот. Хабаровск
Участники голодовки сирот. Хабаровск

Отсутствие социального жилья для бывших воспитанников детских домов и махинации при его строительстве – это типичная ситуация. Летом прошлого года голодовкой пытались добиться обещанных квартир воспитанники детских домов Приморья. Краевые власти в итоге предложили сиротам переехать в так называемое общежитие гостиничного типа. Сиротам Бурятии построили жилье без нормального отопления и с плесенью. Экспертиза, назначенная судом, показала, что дома непригодны для проживания. Замминистра строительства Бурятии и глава строительной компании были задержаны. В Хакасии в мошенничестве в особо крупном размере обвинили депутата Верховного совета республики от "Единой России" Владимира Нырцева. По данным следствия, по предварительному сговору с группой лиц депутат совершил хищение бюджетных денег в размере 9 млн рублей, выделенных для обеспечения жильем детей-сирот в рамках целевой региональной программы. Качеством строительства поселка для детей-сирот заинтересовалась и прокуратура Приангарья. Жильё, которое областные власти предоставили детям-сиротам, в регионе называют "сиротским гетто". Сироты в Омской области смогут получить своё жильё не раньше чем через 25 лет. Такой прогноз сделали аудиторы Счётной палаты РФ после проверки региона. В бюджете Магадана на жилье для сирот не хватает 97,4% средств, признают городские депутаты. В прошлом году в Туве "лежачая забастовка" сирот в администрации республики закончилась задержанием и штрафами за "сопротивление властям". В Хабаровском крае администрация предпочитает пока более мягкий вариант воздействия на протестующих – уговоры и обещания.

P.S. 5 июня протестующие прекратили голодовку. Власти предоставили им секции в общежитии недалеко от центра города. Там бывшие детодомовцы будут дожидаться своей очереди на квартиры.